Матюшин Михаил Васильевич
(1861-1934)
В жизни и творчестве композитора, живописца,
педагога и мыслителя М. В. Матюшина музыка и живопись постоянно
соседствовали, взаимодействовали, взаимно обогащая друг друга, и
породили своеобразную цвето-музыкальную теорию.
Он учился в Московской консерватории в 1876-81
гг., а с 1881 по 1913 г. был "первой скрипкой" императорского
оркестра в Петербурге. В те же годы (1894-98) он занимался в
Рисовальной школе при ОПХ, в 1903-05 гг. - в студии художника Я. Ф.
Ционглинского и в 1906-08 гг. - в частной студии Е. Н. Званцевой.
В студии Ционглинского он познакомился с
, своей будущей женой, единомышленницей, тоже многосторонне
одаренным человеком. Вместе они основали издательство "Журавль",
выпустившее до 1917 г. двадцать книг. Сблизившись с поэтами и
художниками-футуристами , В. В. Каменским, В.
В. Хлебниковым, Матюшин одновременно общается с писателями старшего
поколения - В. И. Ивановым, А. М. Ремизовым, Ф. К Сологубом.
По инициативе Матюшина и Гуро в ноябре 1909
г. создано петербургское общество художников "Союз молодежи"
(1910-14). На шести выставках общества было представлено, по
существу, все многообразие течений современного авангарда. Сами же
они в художественной жизни того времени являлись полюсом
интуитивного, органического, синтетического, в противовес полюсу
конструктивного, механического, аналитического московского
авангарда.
В 1911 г. Матюшин прочитал книги
математика-теософа П. Д. Успенского, передающие целостный метод
восприятия и познания мира, Вселенной, человека. Это произвело
переворот в его творческом сознании, все созданное Матюшиным
впоследствии отражает и разрабатывает идеи, содержащиеся в трудах
Успенского. "Союз молодежи" совместно с поэтическим объединением "Гилея",
куда входили В. В. Хлебников, А. Е. Крученых, Б. К. Лившиц,
провозгласил учреждение нового футуристического театра "Будетлянин"
и в декабре 1913 г. представил оперу Крученых "Победа над солнцем",
музыку к которой написал Матюшин, а оформление выполнили Малевич и
Крученых.
С 1914 г. Матюшин выступал как писатель,
художественный критик и публицист. Он издал книгу А. Глеза и Ж.
Метсенже "О кубизме", которая вызвала большой резонанс. В "Первом
русском журнале русских футуристов" опубликовал статью "Футуризм в
Петербурге". Создал музыкальные композиции "Дон-Кихот", "Осенний
сон".
В 1916 г. написал ряд "медитационных" пейзажей, в
которых звучала тема встречи неба и земли: небо опускается на землю,
а земля возносится в небо. Матюшин-исследователь вошел в историю
русского искусства как создатель оригинальной теории "расширенного
смотрения", в основе которой лежит изучение пространства и принципов
взаимодействия цвета и среды, цвета и формы, цвета и звука, формы и
времени. Разные аспекты этих проблем нашли отражение в статьях,
докладах, лекциях Матюшина 1920-х гг.: "Опыт художника новой меры"
(1912-26), "Наука в искусстве" (1926), "Опыт нового ощущения
пространства" (1928), "Что такое органическая культура в искусстве"
(1927-28).
|