Мансуров Павел Андреевич
(1896-1983)
Творческая биография П. А. Мансурова начинается с
занятий в ЦУТР в Петербурге (1909-14), где он обучался гравюре и
офорту под руководством В. В. Матэ. Одновременно (с 1912 г.)
Мансуров посещал Рисовальную школу при ОПХ.
В 1915 г. художник был мобилизован в Первый
авиационный полк, а затем служил в Управлении Военно-воздушного
флота, где делал чертежи ангаров для самолетов. Восхищение трудом
авиаконструкторов и техникой вообще отразилось в дальнейшем в его
художественном творчестве, когда он увлекся поисками живописных
формул единых "экономичных законов", лежащих и в основе создания
новой техники, и в творчестве самой природы, которая, следуя этим
законам, создает бабочку или цветок.
В 1917 г. Мансуров выполнил декорации и костюмы
для петроградского артистического кабаре "Привал комедиантов". В
первые дни октябрьского переворота он явился к А. В. Луначарскому и
предложил представителю новой власти себя в качестве художника. Этот
решительный поступок во многом определил в ближайшем будущем
связующую роль Мансурова между художественным авангардом и
Наркомпросом, который возглавлял Луначарский.
,
,
,
- такие разные в своих теоретических творческих
установках - тепло относились к молодому художнику.
В долгих спорах с ними рождались его собственные
концепции. Вслед за Татлиным Мансуров начал работать на доске,
используя ее фактуру как выразительное средство в своих композициях.
В 1919 г. он ассистировал Татлину в работе над проектом знаменитой
"Башни" - памятника III Интернационала. Идеи "отца русского
конструктивизма" об утилитарной экономичности создаваемых форм были
созвучны Мансурову, однако в дальнейшем урбанизм конструктивистов
оттолкнул его. Художник испытал и сильное влияние супрематизма К. С.
Малевича, но уже в 1922 г. пришел к выводу, что активное воздействие
на зрителя оказывают не только плоские, но и объемные геометрические
формы.
Важную роль для него сыграла концепция
пластического пространства М. В. Матюшина. Молодого художника
поражала и тщательная "сделанность" картин П. Н. Филонова, у
которого он заимствовал и сам термин "живописная формула" для
обозначения многих своих композиций.
Деятельность Мансурова в первые
послереволюционные годы была интенсивной и разнообразной. В 1918-19
гг. он создает декорации к балету "Упманн, или Курительная штука" на
музыку А. С. Лурье, участвует в оформлении "Мистерии-буфф" В. В.
Маяковского, иллюстрирует брошюру Н. Н. Пунина "Бедные люди",
украшает декоративными панно "Европа" и "Азия" Исаакиевскую площадь
к первой годовщине Октябрьской революции, участвует в Первой
государственной свободной выставке произведений искусства (1919).
|