Малявин Филипп Андреевич
(1869-1940)
Ф. А. Малявин родился в многодетной крестьянской
семье. В шестнадцать лет юноша отправился в афонский православный
монастырь Святого Пантелеймона и почти шесть лет был послушником,
трудился в монастырской иконописной мастерской.
В 1891 г. работы художника-самоучки увидел
скульптор В. А. Беклемишев, побывавший на Афоне. Он пригласил
Малявина в Петербург, поселил у себя. В 1892 г. бывший монастырский
иконописец поступил вольнослушателем на живописное отделение АХ.
После реформы АХ в 1894 г., когда там открылась мастерская
, Малявин стал его
учеником.
Уже ранние работы Малявина - портреты
крестьян ("Крестьянская девушка с чулком", 1895; "Старуха", 1898) и
соучеников художника по репинской мастерской (, ,
) - принесли ему известность. Полотна молодого
академиста приобретал для своей галереи П. М. Третьяков, о них
писали газеты.
Очень скоро художник начал выполнять и эффектные
заказные портреты. Настоящий фурор произвела картина Малявина "Смех"
(1899). Написанная в качестве конкурсной работы, она изображала
русских баб в красных одеждах на зеленом лугу. Необычайно яркий
колорит, широкая, размашистая манера письма вызывали интерес и
ожесточенные споры. Совет профессоров АХ отверг эту картину, а
звание художника Малявину было дано за серию портретов.
Однако посланный в 1900 г. на Всемирную выставку
в Париже "Смех" был удостоен золотой медали, а через год приобретен
венецианским Музеем современного искусства. В зарубежном собрании
оказалось и следующее большое полотно художника - "Три бабы"
(1901-02), его приобрел Люксембургский музей в Париже. 1900-е гг.
стали периодом расцвета таланта Малявина, в это время он создает
свои лучшие работы: "Баба в желтом", "Девка" (обе 1903), "Две девки"
(1910) и др. Крестьянки в ярких красочных нарядах - главные
персонажи произведений Малявина.
К традиционной для русской живописи народной теме
художник подошел по-своему, акцентируя мощное стихийное начало в
женских образах, придавая им монументальность. Смелая живопись
Малявина с ее условными фонами, крупными фигурами, неглубоким
пространством и необычайно звучным цветом - подчеркнуто декоративна.
Но в начале XX в. ее нередко расценивали как своеобразный вызов.
Картина "Вихрь", показанная в 1906 г. на
выставке объединения "Мир искусства", воспринималась современниками
в непосредственной связи с революционными настроениями эпохи. Надо
отметить, что в картинах Малявина впервые после древней иконописи
зазвучал в полную силу красный цвет. В 1900 г. Малявин приобрел
усадьбу недалеко от Рязани и поселился там с семьей.
|