Малютин Сергей Васильевич
(1859-1937)
В конце 1870-х гг. в Воронеже открылась
передвижная выставка, среди посетителей которой оказался молодой
человек из купеческой семьи, недавно окончивший бухгалтерские курсы
и служивший конторщиком. Здесь он впервые встретился с подлинной
живописью, и глубокие впечатления от увиденного придали вполне
конкретный смысл его неопределенным мечтаниям: он твердо решил стать
художником.
Этим молодым человеком был С. В. Малютин. В
1883 г. он поступил в МУЖВЗ. 1880-е гг. были периодом расцвета
русского искусства, связанного, как и в предшествующее десятилетие,
с деятельностью ТПХВ. Однокашниками Малютина по училищу были
, С. А. и
,
, , , а среди его учителей - известные живописцы
и
. Своей же профессиональной подготовкой он был обязан
прежде всего талантливому рисовальщику Е. С. Сорокину.
В 1886 г. Малютин закончил училище, получив
звание свободного художника. Его деятельность в ранний период (конец
1880-х - 1890-е гг.) была весьма разнообразной. Отдавая предпочтение
лирическим жанровым сценам без развернутой фабулы ("Подруги", 1889;
"В гостях у соседки", 1892, и др.), он писал и пейзажи,
обнаруживающие связь с поленовской школой, и исторические картины
("Нашествие татар", 1890-е).
В середине 1890-х гг. по приглашению С. И.
Мамонтова он создает декорации для его Нижегородской оперы, а затем
работает для Московской частной оперы. Но самые крупные достижения
Малютина в этот период, особенно в конце 1890-х гг., связаны с
книжной иллюстрацией ("Сказка о царе Салтапе", "Руслан и Людмила" и
другие произведения А. С. Пушкина). Несмотря на некоторую неровность
и подчас непоследовательность исканий, работы художника в этой
области стали важным шагом вперед по сравнению с иллюстрацией второй
половины XIX в.
В 1900 г. Малютин поселился в Талашкино -
имении княгини М. К. Тенишевой, которое было тогда центром
возрождения художественных ремесел. Деятельность Тенишевой по
собиранию произведений народного искусства и обучению резчиков,
ткачих, вышивальщиц и других мастеров в специально устроенных
мастерских приобрела широкий размах. Эскизы художественных изделий
выполняли ,
,
,
, но расцвет
талашкинского промысла связан прежде всего с именем Малютина, под
чьим постоянным руководством велась работа кустарей.
По его проектам столярная и резная
мастерские выполняли внешнее и внутреннее убранство талашкинских
построек, из которых сохранился до наших дней домик-библиотека
("Теремок"). Не стремясь точно следовать образцам традиционного
народного искусства и не заботясь особенно об утилитарной стороне,
Малютин осмыслял национальное наследие прежде всего на образном
уровне и стал одним из создателей своеобразного русского варианта
стиля модерн.
|