Малевич Казимир Северинович
(1878-1935)
Родился в семье выходцев из Польши, был старшим среди девятерых
детей. В 1889-94 гг. семья часто переезжала с места на место; в селе
Пархомовка близ Белополья Малевич закончил пятиклассное агрономическое
училище. В 1895-96 гг. непродолжительное время занимался в Киевской
рисовальной школе Н. И. Мурашко. С 1896, после переезда в Курск, служил
чертежником в техническом управлении железной дороги.Осенью 1905 приехал
в Москву, посещал с ознакомительными целями занятия в Московском училище
живописи, ваяния и зодчества и Строгановском училище; жил и работал
в доме-коммуне художника В. В. Курдюмова в Лефортове. Посещал занятия
в частной студии Ф. И. Рерберга (1905-10). Проводя лето в Курске, Малевич
работал на пленэре, развиваясь как неоимпрессионист.
Вхождение в круг новаторов
Малевич участвовал в выставках, инициированных М.
Ф. Ларионовым: «Бубновый валет» (1910-11), «Ослиный хвост» (1912) и
«Мишень» (1913). Весной 1911 сблизился с петербургским обществом «Союз
молодежи», членом которого стал в январе 1913 (вышел в феврале 1914);
в 1911-14 экспонировал свои работы на выставках объединения, участвовал
в вечерах-диспутах.
Декоративно-экспрессионистические полотна Малевича рубежа 1900-10-х
гг. свидетельствовали об освоении наследия Гогена и фовистов, трансформированного
с учетом живописных тенденций русского «сезаннизма». На выставках художником
был представлен и его собственный вариант русского неопримитивизма —
картины на темы крестьянской жизни (полотна так называемого первого
крестьянского цикла) и ряд работ с сюжетами из «провинциальной жизни»
(«Купальщик», «На бульваре», «Садовник», все 1911, Стеделик музеум,
и др.).
С 1912 началось творческое содружество с поэтами
А. Е. Крученых и Велимиром Хлебниковым Малевич оформил ряд изданий русских
футуристов (А. Крученых. Взорваль. Рис. К. Малевича и О. Розановой.
СПб., 1913; В. Хлебников, А. Крученых, Е. Гуро. Трое. СПб., 1913; А.
Крученых, В. Хлебников. Игра в аду. 2-е доп. изд. Рис. К. Малевича и
О. Розановой. СПб., 1914; В. Хлебников. Ряв! Перчатки. Рис. К. Малевича.
СПб., 1914; и др.).
Его живопись этих лет демонстрировала отечественный
вариант футуризма, получивший название «кубофутуризм»: кубистическое
изменение формы, призванное утвердить самоценность и самостоятельность
живописи, соединилось с принципом динамизма, культивируемым футуризмом
[«Точильщик (Принцип мелькания)», 1912, и др.].Работа над декорациями
и костюмами к постановке в конце 1913 футуристической оперы «Победа
над Солнцем» (текст А. Крученых, музыка М. Матюшина, пролог В. Хлебникова)
впоследствии была осмыслена Малевичем как становление супрематизма.
В живописи в это время художник разрабатывал темы и сюжеты «заумного реализма»,
использовавшего алогизм, иррациональность образов как инструмент разрушения
окостеневшего традиционного искусства; алогическая живопись, выражавшая
заумную, трансрациональную реальность, была построена на шокирующем
монтаже разнородных пластических и образных элементов, складывавшихся
в композицию, наполненную неким смыслом, посрамляющим обыденный разум
своей непостижимостью («Дама на остановке трамвая», 1913; «Авиатор»,
«Композиция с Моной Лизой», обе 1914; «Англичанин в Москве», 1914, и
др.).
Возникновение супрематизма
После начала 1-й мировой войны исполнил ряд агитационных
патриотических лубков с текстами В. В. Маяковского для издательства
«Современный лубок».Весной 1915 возникли первые полотна абстрактного
геометрического стиля, вскоре получившего наименование «супрематизм».
Изобретенному направлению — регулярным геометрическим фигурам, написанным
чистыми локальными цветами и погруженным в некую «белую бездну», где
господствовали законы динамики и статики, — Малевич дал наименование
«супрематизм». Сочиненный им термин восходил к латинскому корню «супрем»,
образовавшему в родном языке художника, польском, слово «супрематия»,
что в переводе означало «превосходство», «главенство», «доминирование».
На первом этапе существования новой художественной системы Малевич этим
словом стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо
всеми остальными компонентами живописи.
На выставке «О,10» в конце 1915 впервые показал 39 полотен под общим названием
«Супрематизм живописи», в том числе самое знаменитое свое произведение
— «Черный квадрат (Черный квадрат на белом фоне)»; на этой же выставке
распространялась брошюра «От кубизма к супрематизму». Летом 1916 Малевич
был призван на военную службу; демобилизован в 1917.
В мае 1917 был избран в совет профессионального
Союза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации
(молодой фракции). В августе стал председателем Художественной секции
Московского Совета солдатских депутатов, где вел обширную культурно-просветительную
работу. В октябре 1917 был избран председателем общества «Бубновый валет».
В ноябре 1917 московский Военно-революционный комитет назначил Малевича
комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране
художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей
Кремля.
|