Махаев Михаил Иванович
(1718-1770)
Главное жизненное поприще замечательного русского
гравера и рисовальщика середины XVIII в. М. И. Махаева определилось
далеко не сразу. Одиннадцати лет он был отдан на обучение в
Адмиралтейскую академию.
В 1731 г. направлен вместе с несколькими другими
учениками в мастерскую Академии наук по инструментальному мастерству
(изготовление теодолитов и прочих приборов, необходимых для снятия
планов и составления географических карт).
Еще через три года юноша был переведен в мастерскую ландкартного и
словорезного дела к мастеру-граверу Г. И. Унфецахту. Здесь Махаев
задержался надолго. В начале 1740-х гг. он уже считался лучшим
литерным специалистом и в случае отсутствия Унфецахта фактически
исполнял его обязанности.
Очень велика роль Махаева в разработке различных
типов русских шрифтов. Он собственноручно писал тексты на дипломах,
вручаемых вновь избранным почетным членам Академии наук, в том числе
М. В. Ломоносову и В. К. Тредиаковскому. Позже, в 1752 г., именно
Махаеву поручили исполнить составленные Ломоносовым надписи на щитах
серебряной гробницы Александра Невского.
В 1740-х гг. Махаев по собственному желанию
начал посещать рисовальный класс Академии наук, которым руководил
известный художник-декоратор Дж. Валериани. В 1745 г. Махаеву
официально указано обучаться "першпектам", то есть правильному
перспективному изображению архитектурных видов. И здесь
руководителем его был прекрасно знавший перспективную науку
Валериани.
Фактически Махаев стал первым в России
мастером в этой области. И как оказалось - вовремя. Новую российскую
столицу мало еще знали в Европе. Для исправления этого положения и в
ознаменование близящегося 50-летия Петербурга было решено издать
план столицы. Затем - дополнить его "представлениями" "знатнейших
публичных строений города" и издать их отдельным альбомом. Снятие
видов поручили Махаеву. В работе художник использовал камеру обскуру
- оптический прибор, позволявший при помощи системы линз и зеркал
получить на листе фотографически точное изображение наблюдаемого
объекта.
|