Лисицкий Лазарь Маркович
(1890-1941)
В плеяде "первых лиц" русского авангарда место Л.
М. Лисицкого по-своему уникально. Он не был открывателем и
проповедником системы (таким, как
или
), но являлся, скорее, популяризатором языка; это уберегло
художника от схоластики и фанатизма, зато обеспечило его творчеству
необычайную прикладную широту.
С именем Лисицкого в наибольшей мере связано
распространение новой эстетики в качестве "стиля времени"; как никто
другой он способствовал ее международному признанию, активно
участвуя в интернациональных проектах.
Детство Лисицкого прошло в провинциальном
Витебске, однако с самых первых творческих шагов он утвердил себя
как европеец (впрочем, уже его отец знал два языка и для себя
переводил Г. Гейне и У. Шекспира): получил диплом
инженера-архитектора в Высшей политехнической школе в Дармштадте в
Германии (1909-14), в Париже общался с художественной богемой,
изучал старое искусство в путешествии по Италии.
Возвращение в Россию стало в какой-то мере
"припадением к корням": Лисицкий сближается с московским Кружком
еврейской национальной эстетики и киевской "Культур-Лигой",
оформляет несколько книг на еврейском языке ("Пражская легенда" М.
Бродерзона, 1917; "Козочка", 1919; "Украинские народные сказки",
1922, и др.), соединяя в них традиции рукописных свитков с приемами
"мироскуснической" графики.
Но "национальный" этап продлился недолго - само
революционное время активизировало космополитизм и жажду всеобщего
языка искусства. В период преподавания архитектуры и печатного дела
в Народной художественной школе в Витебске (1919- 20) Лисицкий
приходит к беспредметному творчеству. В Витебск его пригласил
, но "левый
поворот" случился под влиянием , вытеснившего
со сцены и превратившего тихий город в "супрематическую столицу".
Лисицкий стал членом основанного Малевичем
общества У повис ("Утвердители нового искусства"); формообразующие
принципы супрематизма не только адаптировались им в массовых жанрах
(плакат "Клином красным бей белых", 1920; книжка "Супрематический
сказ про два квадрата", 1922), но и по-своему развивались в "проунах"
("проекты утверждения нового", 1919-24). Являясь пространственными
моделями утопической архитектуры, "проуны" позволяли перевести
супрематическую геометрию из плоскости в объем, в масштаб реальной
городской среды - они же послужили основой неосуществленных
архитектурных замыслов Лисицкого (горизонтального небоскреба,
дома-коммуны, яхт-клуба).
Другой формой разработки супрематических законов
стали "фигурины" (сценографические эскизы) к неосуществленной
постановке оперы "Победа над солнцем" (1920-21), задуманной
художником как "электромеханическое шоу". Машинерия,
изобретательская практика вообще занимали Лисицкого (одно из лучших
его изобретений - проект передвижной ораторской трибуны 1924 г.).
|