Левицкий Дмитрий Григорьевич
(1735-1822)
Внешний облик Левицкого, с его чуть желчным и
страстным лицом.
История России в лицах — так можно коротко сказать о творческом
наследии Д. Г. Левицкого, живописца редкого дара, чья кисть
отразила на полотнах эпоху XVIII века. Цари и царедворцы,
философы и светские львы, холодные красавицы и писатели,
промышленники и дипломаты, аристократы и купцы, чиновники и
военные, родители и дети — их портреты говорят о прошлом гораздо
значимей любых слов. Сотни лиц умных и глупых, злых и добрых,
чувственных и холодных, лица так называемого галантного века.
Что ни лицо — характер. Что ни лицо — биография.
Это не просто представители екатерининского века, они его
олицетворение, они его созидатели. Художник выполнил сполна свою
миссию живописца истории (хотя не создал ни одной исторической
картины) и за это его современники вначале вознесли на пьедестал
славы, а затем благополучно забыли, поглощенные своими делами,
интригами и расчетами. И не известно под каким холмиком на
старом Смоленском кладбище похоронен человек, сумевший
обессмертить их облики.
Жизненный путь Левицкого начался в небольшом украинском
селении на Полтавщине в старинном поповском роду, ведущим начало
от священника Василия Носа. Отец Дмитрия, Григорий Кириллович,
образованный и талантливый человек, тринадцать лет провел в
Польше, где в совершенстве освоил граверное дело и стал
крупнейшим украинским графиком. Из-за границы он вернулся не
только зрелым мастером, но и с новой фамилией Левицкий,
поселился в Киеве, а свой церковный приход сдавал по найму
другим священникам. Его творческая жизнь часто переплеталась с
деятельностью Киевской духовной академии и Киево-Печерской
типографии.
В семье Григория Кирилловича и его жены Агафьи, урожденной
Левицкой, росли четверо сыновей и дочь. Старший, Дмитрий
унаследовал от отца своеобразный дар композиции, совершенство
рисунка и уверенную работу с натуры. Выросший в кругу украинской
художественной интеллигенции и духовенства, он был хорошо
образован, начитан, уверен в своих способностях и бесспорно
очень талантлив.
Возможно, еще в 1752-1755 гг. Левицкий познакомился с известным
художником , который тогда расписывал Андреевскую
церковь в Киеве. А в 1758 г. Дмитрий приезжает в Петербург и не
только становится учеником прославленного мастера, но и живет в
его семье почти шесть лет. В качестве помощника Антропова в 1762
г. он выполнял росписи Триумфальных ворот по случаю коронации
Екатерины II. Два года спустя молодой художник уже
самостоятельно реставрировал это сооружение, а в 1767 г.
совместно с В. Васильевским создал два иконостаса и 73 образа
для Екатерининской и Кироиоановской церквей и добился очень
высокой оплаты своей работы.
Неизвестно, были ли другие учителя у Левицкого, но уже в первых
портретах его стиль в корне отличался от антроповского. Его
манера самостоятельна и более созвучна западноевропейской своей
непринужденностью, гаммой полутонов, лессировкой, смягчающей
интенсивность цвета, и характерной световоздушной средой.
К тому и время для расцвета искусств было на редкость теплое:
тут и строительство грандиозных дворцов, тут и удачный выбор
приглашенных иностранцев, давших новейшие образцы западной
школы, тут в целом изумительно красочная пестрота в эстетике и
вместе здоровье, прямота духа, то самое здоровье, что (по словам
Бенуа) и породило наших Левицкого и
, художников,
«отличающихся моментом колоссального в искусстве значения —
жизненностью».
Время жестко определило его будущую ступень в обществе. Где и
как жил Левицкий?
В сиянии бриллиантов, среди тех, кто правил державой, и в том —
сильный психологический диссонанс.
С одной стороны, знать была художническим материалом, не больше,
с другой — зависимость от «материала», от знати, положение по
отношению к ней мало отличалось от зависимости и положения
часовщика или хорошего повара.
|