Лемпицка Тамара (1898-1980)
Приступая к описанию жизни этой удивительной женщины, биографы
неизбежно наталкиваются на ловушки, расставленные ею же самой. На
склоне лет она утверждала, что «попробовала все» и что это являлось прямой ее обязанностью как художницы.
Поведение ее возмущало и обывателей, и богему. Она могла безоглядно
отдаваться прелестям свободной жизни, но время от времени умела быть заботливой матерью и преданной
женой. Несколько раз переписывала она свою биографию, вычеркивая из нее все неудобные факты и даты.
Тамара Лемпицка позирует фотографу за мольбертом.
Благодаря стараниям художницы, мы не можем даже установить точную дату ее рождения. Наиболее часто упоминаемая дата — 11 мая 1898 года —
представляется слишком поздней при сопоставлении с другими фактами ее жизни.
Более того, она настаивала, что родилась в Варшаве, но и это видится нам спорным.
Итак, Тамара Лемпицка (Лемпицкая, Лемпика) родилась на исходе XIX
столетия, вероятнее всего, в Москве. Родители ее были русский еврей Борис Гурский и некто Мальвина Деклер. Спустя несколько лет после рождения будущей художницы отец ее исчез в неизвестном направлении (и при
невыясненных обстоятельствах).
В детстве Тамаре прочили будущее пианистки. Любовь к музыке ей привила любимая
бабушка Клементина. Девочка всеми правдами и неправдами пробиралась в ее комнаты,
слушала бабушкину игру на фортепьяно и мечтала о концертах, цветах, овациях и поклонниках. Возможно, она действительно стала бы
пианисткой, но в 1907 году все та же бабушка Клементина отправилась вместе с нею в Италию. С
этого путешествия — по крайней мере, так вспоминала потом художница — и началось ее увлечение живописью.
В 1910 году (или, быть может, чуть раньше) воспитанием подрастающей Тамары, дотоле находившейся почти всецело на руках бабушки, озаботилась мать. С этого времени девочка все больше времени проводит вместе с нею в Санкт-Петербурге. Юный возраст не мешает ей
появляться всюду, где интересно. Существует легенда (замешанная, по всей видимости, все-таки на правде), что
однажды Лемпицкой в компании старших товарищей удалось проникнуть на бал-маскарад и одевшись пастушкой,
пронести с собою в залу двух живых гусей. На том же балу, гласит легенда, Тамара увидела своего будущего мужа — Тадеуша Лемпицкого, отпрыска богатой и знатной польской фамилии, только что получившего диплом
адвоката. Молодому человеку прочили блестящую будущее и головокружительную карьеру, однако он
предпочел карьере светскую жизнь и с какой-то невероятной быстротой пленил сердца
петербургских дам своей изысканной внешностью и безупречными манерами.
Наша героиня отчаянно влюбилась в двадцатилетнего бонвивана, но до поры до времени
держала свои чувства при себе. Ей было чем отвлечься — она начала посещать занятия в
Академии художеств.
С 1914 года девушка постоянно живет в Санкт-Петербурге, запомнившемся ей своей
парадно-разгульной стороной (впоследствии она говорила, что в этом городе «шампанское
заказывают не бутылками, а галлонами»). Вскоре она добилась, чего хотела: завоевала Тадеуша. Они встречались за послеобеденным кофе,
потом ехали в «Бродячую собаку». День незаметно перетекал в вечер, а вечер — в ночь. Через некоторое время они поженились.
Первый год их совместной жизни прошел как в тумане. Россию терзала война, а в
роскошной квартире Лемпицких не переводились гости, танцы, смех и, конечно же, шампанское. Весной 1917 года еще казалось, что так будет всегда. Но наступил октябрь, и все, что было таким прочным, таким привычным, стронулось с мест, взвихрилось, понеслось — куда? Должно быть, в пропасть. По краю пропасти прошел Тадеуш Лемпицкий, арестованный вскоре после Октябрьского переворота и чуть было не расстрелянный «как чуждый элемент». К счастью, его освободили, и Лемпицким удалось покинуть Россию. Оглохшие от «музыки революции», отмякали, отсиживались они в Польше. Набравшись сил, устремились в Париж.
Тамара Лемпицка не предполагала, что именно теперь начнется самое тяжелое.
|