Ле Дантю Михаил Васильевич (1891-1917)
Михаил Васильевич Ле-Дантю принадлежит к числу живописцев,
сумевших за молниеносно-краткий жизненный срок, отпущенный ему
судьбой, в полной мере реализовать свой дар, стать истинным
художником, мастером.
Прапорщик Чердынского полка Ле-Дантю, двадцати шести с половиной
лет, погиб в первую мировую войну при крушении, как рассказывали
очевидцы, обстрелянного поезда близ Проскурова (ныне г.
Хмельницкий), где и был похоронен. Не сохранилась могила художника,
как не сохранилось и большинство его работ — они рассеялись по свету
в тяжкие военные и первые послереволюционные годы. Круг уцелевших
произведений невелик: не более полутора десятков полотен, два-три
альбома с набросками и композициями — вот все, что осталось от
некогда обширного наследия; около восьмидесяти холстов было
перечислено в списке, составленном друзьями после смерти живописца.
Художественный уровень сохранившихся вещей, однако, столь высок, что
становится очевидным — без исследования работ Ле-Дантю история
русского искусства будет неполной. Такое исследование,
сопровождаемое, хочется надеяться, новыми находками — дело будущего,
а пока творчество художника окружено млогими тайнами.
Фамилия Ле-Дантю тем не менее хорошо известна в русской истории.
Одна из драматических, прекрасных ее страниц — жизнь и подвиг
молодой француженки Камиллы Ле-Дантю, последовавшей за своим
избранником, декабристом В.П.Ивашевым, в Сибирь и сумевшей добиться
разрешения на венчание в остроге. На каторгу к дочери и зятю,
преодолев чиновничьи препоны, приехала мать Камиллы, Мария Петровна
— как на русский манер звали француженку Мари-Сесиль, урожденную
Вабль. Мари-Сесиль, по первому мужу Вармо, в России обосновалась в
конце 18 века вместе со своим вторым супругом Пьером Ле-Дантю. Ее
старшая дочь Сидония, выйдя замуж за симбирского помещика В. И.
Григоровича, стала матерью Дмитрия Васильевича Григоровича, будущего
писателя. Младший же сын Марии Петровны, Евгений Петрович Ле-Дантю,
был прадедом художника по прямой линии.
Род Ле-Дантю обрусел уже в первой половине 19 века; отец Михаила
Васильевича прожил обыкновенную героическую жизнь русского
интеллигента-разночинца: студент-медик, участник
революционно-демократического движения, политический ссыльный. В
ссылке, в селе Чижово Бежицкого уезда Тверской губернии, у земского
врача В.В. Ле-Дантю родился сын. Мать с маленьким мальчиком
вернулась в Петербург вскоре после смерти мужа, рано погибшего при
работе на эпидемии холеры.
В 1908 году Михаил Васильевич закончил реальное училище. Страсть к
рисованию, проявившаяся года в три-четыре, лишь только рука сумела
держать карандаш, привела молодого человека сначала в студию Я.Я.
Ционглинского, затем — Вернштейна, а через год, летом 1909, он
поступил в Академию художеств. Возмужание Ле-Дантю как личности и
как художника идет стремительно, словно в предчувствии недолгого
жизненного пути. Студент Ле-Дантю тесно сближается с группой
художников, образовавших «Союз молодежи», энергично ищущих новых
дорог в искусстве, стремящихся к творчеству, адекватному
народившемуся 20 веку. В 1911 году Михаил Васильевич участвует в
постановке народной драмы «Царь Максимилиан и его непокорный сын
Адольф»; стихия русского лубка надолго увлекает его, прививая вкус к
народному искусству.
|