Ларионов Михаил Федорович
(1881-1964)
М. Ф. Ларионов родился в семье военного фельдшера. В провинциальном
Тирасполе прошли его детские годы. В 1898 г. он поступил в МУЖВЗ,
где учился у и
. В училище
Ларионов познакомился с , ставшей его верной соратницей.
На годы учебы приходится ранний, импрессионистический период
творчества Ларионова. В унаследованной от французских художников
манере создавал он целые живописные серии.
Напряженность цвета, богатство живописных фактур отличают
такие картины, как "Розовый куст", "Сад", "Рыбы при закате" (все
1904). Эти и им подобные произведения пользовались успехом на
выставках Общества русских акварелистов, СРХ, "Мира искусства", на
русской экспозиции Осеннего Салона 1906 г. в Париже.
В 1907 г. Ларионов открыл для себя народное примитивное искусство -
русский лубок, ремесленную вывеску и т. и. Этап примитивизма в
творчестве художника едва ли не самый плодотворный.
Ларионов увлекается так называемой уличной культурой.
Появляются его серии "Франты" и "Парикмахеры". На выставке "Бубновый
валет" 1910 г. он демонстрирует полотно "Хлеб", напоминающее вывеску
булочной. На выставке "Ослиный хвост" 1912 г., организованной самим
Ларионовым, где также участвовали
,
,
,
, ,
были выставлены картины из "солдатской серии". В них сказались
собственные впечатления художника от военной службы, которую ему
пришлось проходить после окончания училища в 1910 г.
Примитивизм Ларионова находил источники вдохновения даже в заборных
рисунках и надписях.
В 1910-х гг. Ларионов проявил себя как блестящий организатор: он
возглавил группу молодых московских художников, в 1913 г. подготовил
выставку лубка, которая включала восточные и европейские народные
картинки, вывески, печатные пряники и т. п., многие - из коллекции
Ларионова; в том же году провел выставку иконописных подлинников и
лубков.
Он принимает активное участие в художественных диспутах,
получивших распространение в ту пору. В частности, в 1913 г.
состоялся диспут на тему "Восток, национальность и Запад",
предшествовавший открытию выставки "Мишень". На нем Ларионов и его
группа четко обозначили свою "восточную" ориентацию. На выставке
"Мишень", где демонстрировались также произведения
художников-самоучек и детские рисунки, Ларионов представил работы из
незавершенного цикла "Венеры" и четыре холста "Времена года" (1912),
которые были расценены критиками как вызов.
|