Лапченко Григорий Игнатьевич
(1801—1876)
Григорий Лапченко был сыном украинского казака. Его рано
проявившийся талант к рисованию был оценен графом Н.С. Воронцовым,
который содействовал получению Г. Лапченко систематического
художественного образования. В 1822 году юноша поступает в Академию
художеств, где под руководством замечательного преподавателя А.И.
Иванова заканчивает с золотой медалью класс исторической живописи.
В своей итальянской пенсионерской поездке много работает, общается с
русскими и итальянскими художниками, в частности, был хорошо знаком
с .
Рассказ А.А. Иванова.
Виттория Лапченко...
Как получила прекрасная итальянка эту простую украинскую фамилию?
Кто, где и когда написал ее портрет? Об этом я и хочу рассказать.
Шел 1830 год. Александр Иванов и Григорий Лапченко, два молодых
русских художника, ехали в Италию. Позади осталась родина, Академия
художеств, властно формировавшая их вкусы, учившая стремиться к
совершенному.
Даже когда в натурном классе, где мигали масляные лампы и из
открытого окна тянуло петербургским холодом, а кожа натурщика
становилась «гусиной», художники не видели в нем русскоro, отлично
сложенного парня — натурщик был для них античной статуей, изваянной
древним резцом.
Но однажды — 14 декабря 1825 года — в окно Академии художеств
влетела картечь. На Сенатской площади стреляли в восставших. Острой
болью отозвались события 14 декабря в сердцах молодых художников,
обратив мысли от идеалов античности к несовершенству окружающей
действительности.
Долго ль русский народ
Будет рухлядью господ,
И людями, как скотами,
Долго ль будут торговать?—
с горечью и болью вопрошали декабристы Рылеев, Бестужев.
Один из двух путешественников, Григорий Лапченко, и был крепостным,
человеком, которого можно было, как скотину, продать. Крепостных,
как правило, в академию не принимали. Начальство приметило, что,
когда чувство прекрасного укреплялось в подневольных душах, они с
такой болью воспринимали свое рабское положение, что сходили с ума и
накладывали на себя руки.
Но у Григория Лапченко был властный, богатый и надменный хозяин —
граф М.С.Воронцов.
Графу захотелось иметь своего художника, и он добился, что Григория,
несмотря на все запреты, в академию приняли. А потом послал
талантливого крепостного совершенствоваться в Италию.
Многонациональная колония художников жила в Риме. Обедали в
кабачках-остериях, посещали музеи, спорили о собственных картинах, с
профессиональным азартом выискивали красивых натурщиков и натурщиц.
Отношение к красоте у молодых русских было по-особенному серьезным.
Прежде всего красота не забава, а утверждение достоинства человека.
На красоту, как на свободу, имеет право любой человек... И судьба
послала им встречу с «девушкой из Альбано», о красоте которой ходили
легенды.
Ей было тринадцать лет, когда случайно у колодца ее увидел один художник.
Она стояла, как ожившая мечта, как чудо, которое снится ночами.
Когда ее огромные карие глаза разглядели застывшего в изумлении
человека, девочка тотчас же скрылась. Но удалось узнать имя — Виттория Кальдони, дочь бедного винодела. С трудом уговорили
родителей разрешить дочке позировать. Но они потребовали, чтобы
художники скрывали свое восхищение и не портили ее похвалами.
Виттория стала знаменитой, ее рисовали и лепили величайшие художники
мира. Ее портрет послали старику Гете.
|