Лактионов Александр Иванович
(1910-1972)
А. И. Лактионов учился в Ростовской
художественной школе (1926-29), в Перербургской Академии Художеств
(1932-38), где был любимым учеником
, затем там же
в аспирантуре (1938- 44).
Картина "Письмо с фронта" (1947), по лучившая
Сталинскую премию, сделала его имя широко известным. В пей
определились характерные черты его творчества: традиционность,
приверженность к повествовательным мизансценам, бытовая конкретность
и тщательная детализация.
Живопись Лактионова постоянно вызывала
споры. Упреки, брошенные художнику
еще по
поводу его дипломной работы, где "все вещи живут обособленно" и
"тщательно раскрашены все предметы, дана иллюзия яркого света", не
раз и не без оснований повторялись по адресу его зрелых
произведений, в которых столь же резко выступало упрямое нежелание
автора как-либо подчинять многочисленные подробности цельности
общего впечатления и колористически объединять пестрящую окраску
предметов.
Однако и в пристрастии Лактионова к будничному,
нередко грубому типажу, к подчеркнутой конкретности и иллюзорной
светотеневой объемности изображения звучала определенная
художественная программа, верность своему, пусть очень внешнему,
пониманию правдивости искусства и собственному, очень жесткому и
предметному, зрению.
Эти качества и возбуждали споры вокруг больших картин художника:
"Вновь я посетил" (1949) - изображение Пушкина в Михайловском, "В
новую квартиру" (1952), "Обеспеченная старость" (1954-60).
Такие же качества присущи и его
многочисленным портретам, которым, при уверенно схваченном сходстве,
недостает внутренней насыщенности образа (портреты художника И. И.
Бродского, 1939-40; актеров МХАТа О. Л. Книппер-Чеховой, В. И.
Качалова, Н. П. Хмелева, все 1940; академика И. П. Бардина, 1952;
космонавта В. М. Комарова, 1967, и др.). В результате у
"натурализма" Лактионова всегда хватало и просвещенных отрицателей,
и простодушных поклонников.
|