Кузнецов Павел Варфоломеевич
(1878-1968)
Природа наделила П. В. Кузнецова блестящим
живописным даром и неиссякаемой энергией души. Чувство восторга
перед жизнью не покидало художника до глубокой старости. Искусство
было для него формой существования.
К изобразительному ремеслу Кузнецов мог
приобщиться еще в детстве, в мастерской своего отца-иконописца.
Когда художественные наклонности мальчика ясно определились, он
поступил в Студию живописи и рисования при Саратовском обществе
любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет
(1891-96) под руководством В. В. Коновалова и Г. П. Сальви-ни-Баракки.
Исключительно важным событием в его жизни
стала встреча с , оказавшим сильное и благотворное влияние на
саратовскую художественную молодежь.
В 1897 г. Кузнецов блестяще выдержал экзамены в МУЖВЗ. Учился он
прекрасно, выделяясь не только яркостью таланта, но и подлинной
страстью к работе. В эти годы Кузнецов находился под обаянием
живописного артистизма ;
не менее глубоким было дисциплинирующее воздействие
.
В то же время вокруг Кузнецова сплотилась группа
студентов, ставших впоследствии членами известного творческого
содружества "Голубая роза". От импрессионизма к символизму - такова
основная тенденция, определившая поиски Кузнецова в ранний период
творчества. Отдав должное пленэрной живописи, молодой художник
стремился обрести язык, который мог бы отобразить не столько
впечатления зримого мира, сколько состояние души.
На этом пути живопись вплотную сближалась с поэзией и музыкой, как бы
испытывая пределы изобразительных возможностей. Среди важных
сопутствующих обстоятельств - участие Кузнецова и его друзей в
оформлении символистских спектаклей, сотрудничество в символистских
журналах.
В 1902 г. Кузнецов с двумя товарищами -
и П.
С. Уткиным - предпринял опыт росписи в саратовской церкви Казанской
Божьей Матери. Молодые художники не стесняли себя соблюдением
канонов, дав полную волю фантазии. Рискованный эксперимент вызвал
бурю общественного негодования, обвинения в кощунстве, - росписи
были уничтожены, но для самих художников этот опыт стал важным шагом
в поисках новой живописной выразительности.
Ко времени окончания МУЖВЗ (1904)
символистская ориентация Кузнецова вполне определилась. Особенное
значение приобрели живописные открытия Борисова-Мусатова. Однако
равновесие отвлеченного и конкретного, которым отмечены лучшие
муса-товские вещи, не свойственно символизму Кузнецова. Плоть
зримого мира тает в его картинах, его живописные видения почти
ирреальны, сотканы из образов-теней, обозначающих едва уловимые
движения души. Излюбленный кузнецовский мотив - фонтан; зрелищем
круговорота воды художник был заворожен еще в детстве, и теперь
воспоминания об этом воскресают на холстах, варьирующих тему вечного
круговорота жизни.
Как и Мусатов, Кузнецов отдает предпочтение
темпере, но использует ее декоративные возможности весьма
своеобразно, как бы с оглядкой на приемы импрессионизма. Разбеленные
оттенки цвета словно стремятся к слиянию в одно целое: едва
окрашенный свет - и картина представляется окутанной цветным туманом
("Утро", "Голубой фонтан", обе 1905; "Рождение", 1906, и др.).
Кузнецов рано приобрел известность.
Художнику еще не было и тридцати, когда его работы вошли в
знаменитую экспозицию русского искусства, устроенную С. П. Дягилевым
в Париже (1906). Явный успех повлек за собой избрание Кузнецова
членом Осеннего Салона (такой чести удостоились не многие русские
художники).
Одним из важнейших событий русской художественной
жизни начала века стала выставка "Голубая роза", открытая в Москве
весной 1907 г. Будучи одним из инициаторов этой акции, Кузнецов
выступил и как художественный лидер всего движения, которое с той
поры именуют "голуборозовским". В конце 1900-х гг. художник пережил
творческий кризис. Странность его работ подчас становилась
болезненной; казалось, он исчерпал себя и не способен оправдать
возлагаемых на него надежд. Тем более впечатляющим было возрождение
Кузнецова, обратившегося к Востоку.
|