Куприн Александр Васильевич
(1880-1960)
В воображаемом групповом портрете членов общества
"Бубновый валет" (1910) место А, В. Куприна - во втором ряду, рядом
с В. В. Рождественским и Р. Р. Фальком. В первом ряду окажутся
"богатыри" - , , , - а живопись Куприна ни в коей
мере не громогласна и даже не вдохновлена свежим материалом
народного примитива.
Он чистый сезаннист, среди своих друзей самый
нервный и драматичный; но его натюрморты сохраняли мощь цветового и
пластического строя и тогда, когда бывшие "валеты", приглушая свой
природный темперамент, переименовывались в "Московских живописцев"
(1925) и в Общество московских художников (1928).
Куприн учился в студии в Петербурге (1902-04), в студии
в
Москве (1904-06) и в МУЖВЗ (1906-10). Став членом "Бубнового
валета", он разделил общее увлечение Сезанном, но в его трактовке
сезаннистские композиции обретают усиленную ракурсность, формы -
колючесть, цвет - контрастность и напряженность ("Натюрморт с синим
подносом", 1914; "Натюрморт со статуэткой", 1919; "Осенний букет",
1925, и др.).
Менее непосредственный, чем большинство его
товарищей, он использует в постановках культурно-значимые предметы -
скульптуру, трубки, лошадиный череп; вообще, он предпочитает
искусственную, неизменную натуру, и живые цветы во множестве
появляются в его натюрмортах лишь к 1930-м гг. Зато природа, живая и
изменчивая, осязаемая и полная движения, предстает в его крымских
пейзажах, созданных в 1930-50-е гг. ("Тополя", 1927; "Беасальская
долина", 1937; "Пейзаж с луной", 1944, и др.). Тонально сближенный
их колорит все же сохраняет декоративную насыщенность. И даже в
серии индустриальных видов металлургических заводов и нефтяных
промыслов художник не теряет культуры цельного видения. Помимо
творческой работы, Куприн много сил и времени отдавал преподаванию:
с 1920 г. - во Вхутемасе-Вхутеине, в Московском текстильном
институте и других вузах (до 1952 г.). С 1954 г. -
член-корреспондент АХ.
|