Кульбин Николай Иванович
(1868-1917)
Трудно представить себе художественную жизнь
русского авангарда 1910-х гг. без кипучей деятельности, идей и
творчества И. И. Кульбина, ее вдохновителя, теоретика и
организатора.
Примечательна сама судьба этого
талантливого человека. Когда действительный статский советник,
приват-доцент, военный врач Генерального штаба русской армии впервые
участвовал в художественной выставке ("Основные течения в
искусстве", Петербург, 1908), ему было сорок лет, и никакого
специального образования в области искусства он не имел. Но он был в
авангарде современной ему науки (исследователь рентгеновских лучей,
автор ряда научных трудов, учебников, изобретений) и обладал
универсальным синтезирующим складом мышления.
Идеи философской мысли начала XX в. о единстве
целей науки и искусства, о действии в каждой малой частице
мироздания единых законов Вселенной, будь то царство минералов,
растений, животных или общество людей, область человеческих мыслей и
творчества, были и идеями Кульбина, поэтому он столь стремительно и
органично занял место одного из лидеров в новом искусстве.
За несколько лет он успел организовать в Петербурге группу
"Треугольник" (1908), пригласить в Россию известного итальянского
футуриста Ф. Т. Маринетти (1914), открыть несколько выставок (не
только современного искусства, но и ретроспективных), освоить
технику литографии и выступить в качестве иллюстратора книги и
художника театра, прочитать ряд лекций на стыке науки, литературы,
музыки и теории искусства (на самом высоком и передовом уровне в
любом из этих направлений), написать несколько статей для русских
журналов об искусстве, в которых были сформулированы положения,
ставшие программными для лучизма , абстракционизма , примитивизма и других художественных
платформ.
Старания Кульбина-теоретика были направлены к
цели "динамического развития вселенной" - созданию живой теории,
основанной на данных точных наук и позволяющей человеку, который и
сам является "клеточкой тела живой земли", как откровение читать
книгу Вселенной, пробуждая в себе поэта, становясь постепенно
"цветом земли" - существом "любящим, мыслящим и желающим".
В собственном творчестве Кульбин пытался
воплотить формообразующие "энергии", выявить суть импульса
динамического роста, присутствующего в том или ином предмете,
человеке, событии. Ассимилируя опыт импрессионистов и В. Ван Гога,
, фовистов,
обращаясь к иконе и первобытному искусству, Кульбин создавал
произведения разных жанров: пейзаж "Морской вид" (1916-17),
композицию "Страшный Суд" (1910), портрет-олицетворение "Солнце"
(1911), портреты поэтов В. В. Хлебникова, А. Е. Крученых, художников
,
, деятелей театра Н. Н. Еврейнова и А.
А. Мгеброва.
Художник, смотревший всегда вперед,
устремленный к новому, к открытиям, Кульбин никогда не занимался "ниспровергательством"
художественных ценностей прошлого. Каждая строчка, им написанная,
свидетельствует о взглядах человека "любящего и мыслящего". И важно,
что именно он выполнял миссию самосознания русского авангарда в
момент его рождения и роста.
|