Крымов Николай Петрович
(1884-1958)
В историю русского искусства Н. П. Крымов вошел
не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и
как крупный теоретик живописи и педагог.
Родился в семье художника. Первоначальную
профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 г. поступил в
МУЖВЗ, где занимался у
и .
В первые годы учебы Крымов был так беден,
что зачастую не мог купить краски и пользовался теми, которые
счищали со своих палитр и холстов более состоятельные ученики. Это
приучило Крымова к бережному обращению с красками и работе на
полотнах небольших форматов.
Талант молодого художника развивался быстро. Уже
одна из первых его самостоятельных вещей - "Крыши под снегом"
(1906)-была приобретена В. А. Серовым для Третьяковской галереи.
Крымов участвовал в выставках объединений "Голубая роза", "Венок",
СРХ. К моменту окончания училища (1911) он уже известный художник.
Ранние работы Крымова ("Солнечный день", 1906; "Снегири", 1906; "К
весне", 1907; "После весеннего дождя", 1908, и др.) можно назвать
умеренно импрессионистическими: раздельный мазок, чистые краски,
правда несколько блеклые, так сказать "нежные" и "поэтичные", -
вполне в духе времени.
В пейзажах 1910-х гг. ("Лунная ночь в лесу", 1911; "Розовая зима",
1912; "Вечер", 1914; "Опушка леса", вторая половина 1910-х, и др.)
Крымов стремился соединить непосредственность впечатления с
декоративностью, обобщенность формы с тщательностью и тонкостью
исполнения.
Крымов любит писать воду и отражения в ней,
когда мир словно удваивается, когда небо сливается с землей, когда
возникают неожиданные пространственные прорывы ("Утро", 1911;
"Ночной пейзаж с домом", 1917; "Полдень", вторая половина 1910-х).
Природа в его картинах словно замерла; какие бы природные состояния
ни изображал художник, над всем господствует его собственное
поэтически-созерцательное состояние.
Но иногда в работах Крымова появляются
жанровые мотивы, имеющие несколько лубочный характер ("Пейзаж с
грозой", "Площадь", обе 1908, и др.). В эти годы творчество Крымова,
при всем его своеобразии, еще лишено цельности, и в картинах
художника можно обнаружить следы влияний разных мастеров - от
до
и Н. Н. Сапунова.
Однако главным для Крымова всегда
оставалось живое эмоциональное восприятие природы, ему решительно
чужды модные надуманные построения и безудержное экспериментаторство.
Это определило характер его дальнейшего развития.
В работах 1920-х гг. - например, "Деревня летом" (1921), "К вечеру"
(1923), "Русская деревня" (1925) - Крымов уже классик, в смысле
осознанного возвращения к традициям русской реалистической живописи
конца XIX - начала XX в. (любимые художники Крымова -
и
).
|