Кругликова Елизавета Сергеевна
(1865-1941)
Е. С. Кругликова очень рано осознала свое
призвание во многом благодаря атмосфере почитания искусства,
царившей в ее семье. Профессиональное образование она получила,
обучаясь с 1890 г. вольнослушателем в МУЖВЗ.
В 1895 г. уехала в Париж и надолго
обосновалась там, периодически приезжая в Россию и публикуя в
русской печати корреспонденции о французской жизни и о своих
поездках по Франции.
В Париже она занималась в студиях А. Витти
и Ф. Коларосси. Снятая ею мастерская на улице Буассонад вскоре
сделалась своеобразным русским культурным центром: здесь она не
просто работала и жила, но и принимала несметное количество знакомых
и незнакомых посетителей, причем не только художников.
Лишь начало Первой мировой войны, заставшее
Кругликову в 1914 г. в Петербурге, навсегда оторвало ее от Парижа.
Последней данью любимому городу стала ее книга "Париж накануне
войны..." (Пг., 1916), украшенная многочисленными монотипиями самой
художницы.
Творчество Кругликовой было довольно
специфическим. В молодости она увлеклась разнообразными печатными
графическими техниками и со временем в совершенстве овладела ими.
Особой симпатией пользовались у нее техники весьма редкие,
полузабытые или даже совсем забытые - такие, как мягкий лак,
акватинта, меццо-тинто.
Бесконечно экспериментируя, художница восстанавливала или заново открывала
для себя их тонкости и придавала им современное звучание.
Развитие русской гравюры в XX в. было
немало обязано ее энтузиазму и усилиям. Еще в Париже у Кругликовой
появились первые ученики (среди них
, К. Е. Костенко и
др.), а в 1920-х гг. в Петрограде она стала профессором кафедры
офорта графического факультета АХ, позднее была заведующей кабинетом
офорта при полиграфическом факультете Вхутеина (в Ленинграде).
Наиболее весомых результатов Кругликовой
удалось добиться в двух областях. Первой из них по времени (с 1909
г.) была монотипия - старая, но практически исчезнувшая техника,
позволявшая интересно соединять живопись с печатью. В своих
изысканных и лаконичных, красивых по цвету натюрмортах, пейзажах и
жанровых сценках Кругликова сумела использовать возможности этой
техники так полно, как не удавалось, пожалуй, никому после нее.
Второй областью (с 1914 г.) был силуэт, также крайне редко привлекавший
больших художников и столь любимый ремесленниками и дилетантами.
Элементарную технику вырезания из черной бумаги Кругликова
использовала для создания превосходных и разнообразных произведений.
Наибольшей известностью пользуется ее громадная (ок.
1000 работ) серия портретных изображений современников,
преимущественно деятелей культуры, которую она создавала в течение
почти двадцати лет (М. И. Цветаева, М. А. Волошин, А. А. Блок, А. А-
Ахматова, А. Н. Толстой, В. В. Маяковский и др.). Несомненное
сходство и острая, подчас немного шаржированная, психологическая
выразительность придают им характер своеобразного художественного
документа, красноречиво характеризующего людей этого насыщенного
событиями времени.
|