Крамской Иван Николаевич
(1837-1887)
Иван Николаевич Крамской (1837 — 1887), русский
художник, критик и теоретик искусства. Родился в Острогожске
(Воронежская губерния) 27 мая 1837 в бедной мещанской семье.
С
детства увлекался искусством и литературой. Рисованием занимался с
детства самоучкой, потом по совету одного любителя рисования стал
работать акварелью. По окончании уездного училища (1850) служил
писцом, затем ретушером у фотографа, с которым кочевал по России.
В
1857 году оказался в Петербурге, работал в фотоателье А. И. Деньера.
Осенью того же года поступил в Академию художеств, был учеником А.
Т. Маркова. За картину “Моисей источает воду из скалы” (1863)
получил Малую золотую медаль.
В годы учения сплотил вокруг себя
передовую академическую молодежь. Возглавил протест выпускников
Академии (“бунта четырнадцати”), отказавшихся писать картины
(“программы”) на заданный Советом мифологический сюжет. Молодые
художники подали в совет академии прошение о том, чтобы им было
разрешено выбрать каждому тему для картины на соискание большой
золотой медали. Академия неблагосклонно отнеслась к предложенному
новшеству. Один из профессоров академии, архитектор Тон, даже так
охарактеризовал попытку молодых художников: “в прежнее время вас
отдали бы за это в солдаты”, вследствие чего 14 молодых художников,
с Крамским во главе, отказались в 1863 году писать на заданную
академией тему — “Пир в Валгалле” и вышли из академии.
Вышедшие из
Академии художники объединились в Петербургскую артель. Царившей
здесь атмосфере взаимопомощи, сотрудничества и глубоких духовных
интересов они во многом обязаны Крамскому. В своих статьях и
обширной переписке (с , В. В. Стасовым, А. С. Сувориным
и др.) отстаивал идею “тенденциозного” искусства, не только
отражающего, но и нравственно преображающего косный, фальшивый мир.
В это время вполне определилось и призвание
Крамского-портретиста. Тогда он чаще всего прибегал к своей
излюбленной графической технике с применением белил, итальянского
карандаша, работал также, используя метод так называемого “мокрого
соуса”, позволявший имитировать фотографию. Техника живописи у
Крамского была — тонкая законченность, которую некоторые иногда
считали излишней или чрезмерной. Тем не менее Крамской писал быстро
и уверенно: за несколько часов портрет получал сходство: в этом
отношении замечателен портрет доктора Раухфуса, последняя
предсмертная работа Крамского. Этот портрет был написан за одно
утро, но остался неоконченным, так как Крамской во время работы над
этой картиной умер.
Портреты, созданные в это время, были в основном
заказные, выполнены ради заработка. Хорошо известны портреты
художников (1868),
(1869),
(1861),
(1861), Н. А. Кошелева (1866).
Характер живописного портрета у Крамского тщателен по рисунку и
светотеневой моделировке, но сдержан по цветовой гамме.
Художественный язык соответствовал образу разночинца-демократа,
который был нередким героем портретов мастера. Таковы “Автопортрет”
художника (1867) и “Портрет агронома Вьюнникова” (1868). В 1863 —
1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества
поощрения художников.
Однако с течением времени “Артель” стала
мало-помалу отходить в своей деятельности от заявленных при ее
зарождении высоких нравственных принципов, и Крамской покинул ее,
увлеченный новой идеей — созданием товарищества Передвижных
художественных выставок. Он принял участие в разработке устава
“Товарищества” и сразу сделался не только одним из самых деятельных
и авторитетных членов правления, но и идеологом Товарищества,
защищавшим и обосновывавшим основные позиции. От других
предводителей Товарищества его выгодно отличала самостоятельность
мировоззрения, редкая широта взглядов, чуткость ко всему новому в
художественном процессе и нетерпимость ко всякому догматизму.
На первой выставке Товарищества экспонировались
“Портрет Ф. А. Васильева” и “Портрет М. М. Антокольского”. Через год
была показана картина “Христос в пустыне”, замысел которой
вынашивался несколько лет. По словам Крамского, “и у прежних
художников Библия, Евангелие и мифология служили только предлогом к
выражению совершенно современных им страстей и мыслей”. Сам он,
подобно и
, в образе Христа выразил идеал человека,
исполненного высоких духовных помыслов, готовящего себя к
самопожертвованию. Художнику удалось здесь убедительно высказаться
об очень важной для русской интеллигенции проблеме нравственного
выбора, которая встает перед каждым, понимающим свою ответственность
за судьбы мира, и эта довольно скромная по живописи картина вошла в
историю отечественного искусства.
К теме Христа художник
неоднократно возвращался. Поражением закончилась работа над
оригинально задуманной большой картиной “Хохот (“Радуйся, царю
иудейский”)” (1877 — 1882), изображающей издевательство толпы над
Иисусом Христом. Художник самоотверженно трудился над нею по
десять-двенадцать часов в сутки, но так и не закончил, сам трезво
оценив свое бессилие. Собирая для нее материал, Крамской побывал в
Италии (1876). Выезжал он в Европу и в последующие годы.
|