Коровин Константин Алексеевич
(1861-1939)
В копии Метрической книги Сергиевской церкви за
1861 год, в первой части, под № 102, записано: “Ноября двадцать
третьего дня у Ейского купеческого сына Алексея Михайлова Коровина и
законной жены его Аполлинарии Ивановой, которые оба православного
вероисповедания, родился сын Константин; крещен 24-го того же
месяца; при крещении восприемниками были Рогожской слободы ямщик
Алексей Никитич Ершов и Ейского купца Михаила Емельянова Коровина
жена Васса Михайлова. Таинство крещения совершал приходской
священник Симеон Поспелов с причтом.
15 августа 1875 года”.
Родился Константин Алексеевич Коровин 23 ноября
1861 года в состоятельной купеческой семье. В 1875 году Коровин
поступает на архитектурное отделение Московского училища живописи,
ваяния и зодчества, где учился живописи и его старший брат Сергей,
впоследствии известный художник-реалист. К этому времени их семья
разорилась. “Мне пришлось сильно нуждаться, — вспоминал Константин
Коровин о годах учебы, — уже пятнадцати лет я давал уроки рисования
и зарабатывал свой хлеб”.
В 1877 году, представив написанные во время
каникул пейзажи, Коровин переходит на отделение живописи в класс
, который уделял большое внимание этюдам с натуры и учил
своих воспитанников видеть красоту русской природы. Позднее Коровин
вспоминал наставления Саврасова: “Ступайте писать, пишите этюды,
изучайте, главное — чувствуйте...”.
Под влиянием Саврасова рано сказалось тяготение
Константина Коровина к пейзажу. Уже в училище он, стараясь сохранить
свежесть впечатления, заканчивает свои работы непосредственно на
натуре. В картинах “Село” (1878), “Ранняя весна” (1870-е), “Мостик”
(1880-е) внимательное наблюдение природы сочетается с
непосредственным ее восприятием.
С 1882 года преподавателем Константина Коровина
становится , который придавал серьезное значение
вопросам художественной формы.
Известность молодому художнику принес “Портрет
хористки” (1883), написанный на пленэре. Лицо женщины, ее платье,
шляпка залиты мягким рассеянным светом; по ним скользят отсветы,
падающие от зелени деревьев. Широкая, свободная живопись, сияющие
краски — все это сделало портрет большим достижением русской
живописи. Любимый ученик Поленова, Коровин не находил одобрения у
официального руководства училища: его “Портрет хористки” был снят с
выставки Московского общества любителей художеств, но уже в 1888
году там же его пейзажные работы были отмечены премией. В 1886 году
Константин Коровин заканчивает училище со званием неклассного
художника.
Летом 1887 и 1888 Коровин работал на даче
Поленовых в Жуковке, близ Мытищ, где создал ряд ярких
полупортретов-полужанров, запечатлевших членов поленовской семьи
(“За чайным столом”, “В лодке”).
Поленов познакомил Коровина с Абрамцевским
кружком, объединившим ряд деятелей русской культуры вокруг
известного московского мецената С. И. Мамонтова. В кружок входили
братья . и
,
, В. Д. и Е. Д.
,
М. М. Антокольский, и другие. Характерное для
Абрамцевского кружка увлечение русскими темами представлено в
творчестве Коровина картиной “Северная идиллия” (1886).
В 1885 году С. И. Мамонтов создает частную оперу,
и Константин Коровин оформляет “Аиду” Дж. Верди, а в следующем
сезоне — “Лакме” Л. Делиба и “Кармен” Ж. Бизе, “Псковитянку” Н. А.
Римского-Корсакова, где он делал костюмы и декорации специально “под
Шаляпина”. В. С. Мамонтов вспоминал о постановке “Аиды”: “Декорации
Коровин написал превосходно, особенно хороши были “лунная ночь на
берегу Нила” и “преддверие храма”, в котором происходило судилище
над Радамесом”.
На деньги, заработанные в театре, Коровин
совершает путешествие во Францию и в Испанию. Испанские впечатления
отразились в лучшей из ранних жанровых картин Коровина “У балкона.
Испанки Леонора и Ампара” (1889)...
В лучших портретных работах Коровина показано
слияние человека с природой, когда привлекательность человека и
красота природы дополняют друг друга. В замечательном портрете Т. С.
Любатович (ок. 1886) живописными средствами раскрывается поэтичная
натура известной певицы. Художник здесь решил сложную живописную
задачу. Женщина с книгой в руках, в белом платье, сидит спиной к
окну на фоне сочной зелени. Она держится просто и естественно.
Скользящие фиолетовые и розовые блики солнечного света на платье
придают фигуре необычную легкость.
|