Конашевич Владимир Михайлович
(1888-1963)
Художественное образование В. М. Конашевич
получил в МУЖВЗ (1908-13), где его учителями были
,
и
.
Вскоре после окончания учебы переехал в
Петроград, навсегда связав свою жизнь с этим городом. Поначалу он
брался за многое, даже служил в пригородном Павловском дворце-музее,
из-за чего надолго поселился в Павловске.
С 1920-х гг. его интересы полностью
сосредоточились на графике. В книжной графике известность и
авторитет ему принесли отличные иллюстрации к стихотворениям А. А.
Фета (1921), затем к произведениям И. С. Тургенева, А П. Чехова, М.
М. Зощенко, К. А. Федина и др.; одним из высших его достижений стали
иллюстрации к "Манон Леско" аббата Прево (1931).
В станковой графике он заявил о себе прекрасными
литографскими сериями середины 1920-х гг. - "Павловский парк",
"Павловская шпана", "Улица"; создал он и ряд интересных гравюр на
дереве.
С 1930-х гг. Конашевич почти полностью отдался иллюстрированию
детских книг, лишь изредка делая исключение для пейзажей,
натюрмортов и портретов, которые исполнял в полюбившейся ему
специфической технике - тушью или акварелью по китайской бумаге.
В детской книге он дебютировал еще в 1918 г.
книжками "Азбука в рисунках" и "Розовая азбука" Е. Е. Соловьевой.
Сотрудничая с издательством "Радуга", затем с отделом детской и
юношеской литературы Государственного издательства, он стал
признанным мастером. Его работы отличались склонностью к шутливой
гротескности и затейливо-декоративной манере, восходящей к графике
"Мира искусства".
Постепенно в книжной графике Конашевича
начала преобладать сказочная тема. Больше всего его увлекали
произведения К. И. Чуковского, которые художник иллюстрировал по
многу раз и в разных вариантах; среди них выделяется роскошный
сборник "Сказки", выпущенный издательством "Academia" в 1935 г.
Из-за этой книги Конашевич подвергся, вместе с В. В. Лебедевым,
несправедливым нападкам в статье "О художниках-пачкунах" ("Правда",
1936, 1 марта), развязавшей травлю талантливых ленинградских
художников детской книги.
В 1941 г. художник, спасаясь от наступления
германских войск, переселился в Ленинград и провел здесь всю
блокаду, работая сначала над воспоминаниями о своем детстве, а потом
над иллюстрациями к сказкам Х.-К. Андерсена (1943).
После войны, под давлением догматических требований, его искусство
стало понемногу утрачивать присущие ему яркую фантазию и
романтичность.
Возрождение Конашевича началось лишь в середине 1950-х гг. В 1956 г.
он блеснул превосходными иллюстрациями к сборнику "Плывет, плывет
кораблик", в которых подытожил свою давнюю работу над английскими
народными песенками. Затем последовали десятки книг, в их числе
"Чудо-дерево" К. И. Чуковского, "Приходи, сказка!", "Старик-годовик"
В. И. Даля. Последней работой художника было иллюстрирование всех
сказок А. С. Пушкина (1961-62). Книга эта вышла в свет уже после его
смерти.
|