Кибрик Евгений Адольфович
(1906-1978)
По признанию самого художника, беспредельная
любовь с малых лет к чтению, книгам, иллюстрации определила в
дальнейшем выбор жизненного и творческого пути.
Художественное
образование Е. А. Кибрик получил в Институте изобразительных
искусств в Одессе (1922-25) и Ленинградском Вхутеине (1925-27).
Решающее значение для творчества молодого художника имело знакомство
еще в студенческие годы с уникальным художником и педагогом
. Кибрик стал его учеником, в 1926 г. вошел в основанный
Филоновым коллектив "Мастера аналитического искусства" и первые
самостоятельные работы выполнил под сильнейшим влиянием этого
художника (иллюстрации к "Подпоручику Киже" Ю. Н. Тынянова, 1930, и
др.).
В иллюстрациях начала 1930-х гг. к книгам современных
писателей ("Невская повесть" Д. М. Лаврухина, 1933; "Тяжелый
дивизион" А. Г. Лебеденко, 1934, и др.) художник вырабатывает уже
собственную энергичную и жесткую манеру рисунка, цепко схватывающую
зримые черты окружающего мира.
Но определяющей явилась для него
работа над книгой Р. Роллана "Кола Брюньон" (1934- 36).
Кибрика
привлекают полнокровные, эпически цельные характеры, он придает
своим героям открытый, театральный жест, активную мимику, нередко
используя в качестве натурщиков профессиональных актеров. Он любит
большой формат, дающий простор естественной свободе движений.
Шершавый, крупнозернистый штрих его литографий плотно и сочно
ложится на страницу книги. Так строит Кибрик и следующую свою книгу
- "Легенда об Уленшпигеле..." Ш. де Костера (1937-38).
Великая
Отечественная война подкрепила стремление художника к героическим
темам и привлекла его внимание к русской классике: "Тарас Бульба" Н.
В. Гоголя (1944-45). Менее удачной была попытка применить
выработанный художником метод к русским былинам ("Героические
былины", 1948- 50), где сказочная условность персонажей плохо ладила
со стремлением одеть их живой плотью и поместить в реальное
пространство.
Монументальному драматизму и героике своих лучших книг
1930-40-х гг. художник оставался верен и в поздних работах: "Как
закалялась сталь" Н. А. Островского (1953-56), "Борис Годунов" А. С.
Пушкина (1959-64), "Портрет" Н. В. Гоголя (1973-77). Значительное
место в жизни Кибрика занимала преподавательская деятельность. В
течение двадцати пяти лет (1953-78) он был профессором МГХИ,
руководил мастерской станковой графики.
|