Касаткин Николай Алексеевич
(1859-1930)
Н. А. Касаткин впервые в истории русской
традиционной живописи создал, еще в начале 1900-х гг., своеобразную
галерею образов-типов рабочих, революционеров-пролетариев, за что
был ценим и оберегаем молодой советской властью, возведен в
патриархи живописного социалистического реализма, одним из первый
удостоился звания (1923) "народный художник республики".
Сын видного московского гравера А. А. Касаткина,
он учился в МУЖВЗ (с 1873) у и .
Получил в 1883 г. высшую награду училища - большую серебряную медаль
и звание художника за картину "Нищие на церковной паперти".
После окончания училища Касаткина пригласил
на работу в свое издательство крупнейший русский книгоиздатель И. Д.
Сытин, где художник проработал около тридцати лет, участвуя в
создании "Русской истории в картинах", первого настольного календаря
и др.
Художник, безусловно, испытывал огромное влияние
Л. Н. Толстого, знакомство с которым произошло в начале 1880-х гг.
Теплые дружеские отношения скреплены были обоюдным интересом и
вниманием к творчеству друг друга, к социальным аспектам жизни
общества. Вероятно, этим можно объяснить и непременную
литературность сюжетов произведений Касаткина.
С 1891 г. художник становится членом ТПХВ и
постоянным участником выставок этого объединения. Именно в этот
период определяется главная тема в творчестве Касаткина - жизнь
рабочих и городской бедноты. Он пишет картины "Семья рабочего"
(1891), "Тяжело (Буревестник)" (1892), "В коридоре окружного суда"
(1897, удостоена серебряной медали на Всемирной выставке в Париже
1900 г.), "Арестантки на свидании" (1899)и др.
С 1894 г. началась преподавательская
деятельность Касаткина в МУЖВЗ, длившаяся более двадцати лет (до
1917). Художник пользовался любовью и уважением студентов. Среди его
учеников такие известные впоследствии мастера, как
,
В. В. Мешков и др. В 1892-97 гг., после нескольких поездок в Донбасс
и на Урал, Касаткин создает знаменитую "шахтерскую" серию картин:
"Шахтерка" (1894), "Углекопы. Смена" (1895), "Шахтер-тяголыцик"
(1896), "Кузница" (1897), "Уральский рабочий" (1899), "В семье
рабочего" (1890-е) и др.
Художник откликается на события революции 1905
г., написав ряд революционно-романтических произведений:
"Тревожное", "Рабочий-боевик", "Последний путь шпиона", "Беззаветная
жертва революции", "Студент", "После обыска" (все 1905). Эти и
другие работы Касаткина стали на долгое время образцами для
художников - приверженцев соцреализма.
В 1906 г. Касаткин посетил Финляндию,
Норвегию, Швецию. В 1908-10 гг. путешествовал по Италии и Турции,
много и плодотворно работая. После Октябрьской революции Касаткин
активно включился в общественно-культурную деятельность: оформлял
массовые празднества, был художником-инструктором отдела народного
образования Сокольнического районного совета (с 1918), создал
районную художественную студию для рабочих, преподавал.
В 1920-х гг. писал портреты-типажи: "За учебу" (1925), "Герой
обороны СССР", "Комсомолка-пионервожатая", "Комсомолка-рабфаковка"
(все конца 1920-х). В 1930 г., давая пояснения в Музее революции к
своей новой картине "Карийская трагедия", Касаткин скоропостижно
скончался. В истории советского искусства осталась легенда о
художнике, творившем "как надо", художнике - символе
социалистического реализма.
|