Кардовский Дмитрий Николаевич
(1866-1943)
Талантливый художник и педагог, Д. Н. Кардовский
наиболее известен как иллюстратор произведений русской классической
литературы и автор композиций на исторические темы.
Ученик и
в
Петербургской Академии Художеств ( 1892-96), он изначально усвоил
принципы реалистического художественного метода, видел свою задачу
не в том, чтобы слепо копировать природу, а в постижении ее законов
и следовании им.
Для развития живописного дарования Кардовского
большое значение имели занятия (1896-1900) в популярной в то время
мюнхенской школе А. Ашбе, постепенно эволюционировавшего от
классического академизма к пленэрной живописи. Еще одним источником,
заметно повлиявшим на творчество Кардовского, стала деятельность
объединения "Мир искусства" с его рациональным интеллектуализмом,
хорошо выражавшим основную, принципиальную линию петербургской
культуры в противовес эмоционально-стихийной московской.
Наиболее известные работы Кардовского в
области книжной иллюстрации - рисунки к "Каштанке" А. П. Чехова
(1903), "Невскому проспекту" Н. В. Гоголя (1904), большой цикл
иллюстраций, в том числе цветных, к "Горю от ума" А. С. Грибоедова
(1907). Причем, если, иллюстрируя "Каштанку" и "Горе от ума",
Кардовский проявляет талант бытописателя, мастера по созданию острых
и метких типажей, то, обращаясь к "Невскому проспекту", он
трансформирует свой стиль в сторону большего изящества и графической
условности. Все это позволяет говорить о влиянии на художника
книжной графики "Мира искусства", создавшего эстетику новой книги,
решенной в совокупности всех составляющих ее элементов как единый
организм, как специфическое художественное произведение.
Иллюстрации к "Невскому проспекту" выполнены
Кардовским для "Кружка любителей русских изящных изданий" и отвечают
скорее вкусам заказчиков, чем самого художника с его тягой к
предметной конкретности и определенности типажей. Такова природа
таланта художника, позволившая ему органично проявить себя в области
театрально-декорационного искусства.
Произошло это в 1920 г., когда Кардовский
начал оформлять пьесы Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, И. С.
Тургенева для московского Малого театра. Показательно, что его
театральные эскизы по тщательности разработки аксессуаров, костюмов
и обстановки приближаются к самостоятельным, вполне завершенным
мизансценам. В равной степени это относится и к изображениям
персонажей. Для каждого Кардовский нашел свой характерный портретный
типаж, выразительные позу и жест. Поэтому не удивительно, что
театральные эскизы, созданные для постановки "Ревизора" в 1922 г.,
затем были изданы в виде книжных иллюстраций. Кроме наиболее удачных
рисунков к произведениям Чехова и Гоголя, Кардовский также обращался
к повестям Л. Н. Толстого "Детство", "Отрочество", "Юность", роману
"Война и мир", басням И. А. Крылова, рассказам И. С. Тургенева.
Иллюстрировал он и "Петра I" А Н. Толстого, "Соть" Л. М. Леонова,
знаменитого "Робинзона Крузо" Д. Дефо и другие произведения
классической литературы.
|