Луи Каравакк
(1684-1754)
Заметный след в русском
искусстве оставил француз Луи (Людовик Каравакк). Луи Каравакк —
«гасконец, как по рождению, так и по привычкам и манерам» (по
выражению его современника академика Я. Штелина), родился в 1684
году в Марселе в семье резчиков-декораторов и был представителем
третьего поколения «династии» Каравакков, связанных с
декорированием кораблей в Тулоне, а позднее — галер в Марселе.
По семейной традиции Луи — младший сын Жан-Батиста Каравакка —
начал свою деятельность в Арсенале галер в Марселе.
13 ноября 1715 года в Париже он заключил с П.Лефортом контракт
на три года о поступлении на русскую службу живописцем
«исторических картин, портретов, лесов, деревень, цветов и
зверей в большом, малом и миниатюрном виде», с обязательством
взять в помощники русских учеников.
В 1716 году художник приехал в Петербург, где прожил до конца
своих дней.
На протяжении жизни в России Каравакк неоднократно
писал Петра I и Екатерину I, их дочерей – Анну, Елизавету и
Наталью, а также детей царевича Алексея – Наталью и Петра
(впоследствии Петра II). По свидетельству Я. Штелина, портреты
Каравакка отличались большим сходством с изображенными на них
лицами.
В 1721-1727 гг. он исполнял росписи и руководил живописными
работами в Петергофе. В 1725-27 гг. работал в Петербурге в
“новых палатах” Летнего дворца, принимал участие в создании
иконостаса церкви Зимнего дворца.
Однако, только при Анне Иоанновне, в 1730-х годах,
благодаря протекции Э.Бирона был назначен «придворным первым
живописного дела мастером». В последние годы жизни работал как
декоратор, писал образа по заказу Елизаветы Петровны, исполнил
ее большой парадный портрет. Среди его учеников -
и .
Художник работал напряженно и плодотворно, однако, от всей
разнообразной его деятельности до нас не дошло почти ничего, за
исключением портретов.
В России Каравакк завоевал себе исключительное положение, что
свидетельствует не только о личной ловкости художника, но и о
том, что он попал в Петербург как раз в тот момент, когда начали
изменяться запросы русского общества, когда в России
распространилось увлечение «придворным стилем», который
представлял своим творчеством Каравакк.
|