Жуковский Станислав Юлианович
(1873-1944)
В начале XX столетия С. Ю. Жуковский - один из
самых известных и популярных пейзажистов в России. В МУЖВЗ он
считался наиболее талантливым учеником и прямым наследником
. И
действительно, сам великий пейзажист с особым интересом
присматривался к работам еще совсем молодого студента. Уже в 1895 г.
Жуковский участвует в выставках ТПХВ, позже он становится одним из
членов-учредителей Союза русских художников.
Еще до выхода Жуковского из училища, в 1899 г.,
его картина "Лунная ночь" была приобретена в собрание Третьяковской
галереи.
Ранние пейзажи художника ("Закат. Верховья
Волги", 1897; "Весенняя вода", 1898; "Начало осени", "Ясная осень.
Бабье лето", оба 1899; "Восход луны", 1902; "Хотьково", 1903)
написаны в духе левитановской традиции. Мастерски исполненные,
мягкие и поэтичные, они во всех смыслах легче пейзажей учителя.
Жуковский не был философом. Он был
влюбленным в жизнь и красоту мира человеком и стремился запечатлеть
неповторимую прелесть каждого мгновения, каждого природного
состояния. Он работал стремительно, писал большие пейзажи прямо с
натуры, часто за один два сеанса. Свежесть непосредственного
восприятия, столь ценимая в конце XIX - начале XX в., очень важна и
для Жуковского.
В середине 1900-х гг. манера его несколько
меняется, краски становятся ярче - сказывается влияние
импрессионистов, мазок делается более выраженным и энергичным,
усиливается декоративность. Так Жуков ский пишет и в дальнейшем
("Мартовский вечер", 1904; "Плотина", 1909; "Под вечер", 1910;
"Осень. Веранда", 1911; "Увядающие астры", "Свежий снег", обе 1912;
"Озеро", 1912-14; "Весна", 1913; "Синяя вода", 1914, и др.). Все
сильнее влечет художника "поэзия барской усадьбы" ("Разъезд на
рассвете", 1902; цикл "Бессонная ночь", "Утро. Осень в усадьбе",
1906; "Печальные думы", 1907; "Цветы последние", 1908; "В старой
аллее", 1913; "Парк осенью. Старинная усадьба Меньшиковых", 1900-е,
и др.).
Однако для Жуковского это не просто дань моде.
Детство его прошло в родовом имении отца Старая Воля в Западной
Белоруссии. Он знал и прелесть усадебной жизни, и чувство утраты
привычного уютного мира. Отец художника был лишен дворянства и
имущественных прав за участие в Польском восстании 1863 г. и жил с
семьей в собственном имении на правах арендатора. Да и сам художник
отправился в 1892 г. в Москву учиться живописи против воли отца, чем
не только обрек себя на крайне тяжелое (в материальном смысле)
существование, но и потерял на долгие годы возможность вернуться в
родные места.
|