Иванов Сергей Васильевич
(1864-1910)
Художественное образование С. В. Иванов получил в
МУЖВЗ (1878-82), где учился у
, и в Петербургской
АХ (1882-84). Член ТПХВ (с 1899), С. Иванов принадлежит ко второму
поколению художников-передвижников, существенно обновивших
изобразительный язык представителей старшего поколения.
Первая картина - "В дороге. Смерть переселенца"
(1889), принесшая ему славу, - образными средствами еще была близка
раннему творчеству передвижников повествовательностью мотива,
подробно прописанными деталями, но взгляд на происходящее выражен
уже по-новому. Трагический финал - смерть кормильца, одиночество
осиротевшей семьи - подчеркивается пустынным пейзажем выжженной
степи. Нелепо торчащие вверх оглобли повозки усиливают впечатление
безысходности произошедшего. В произведении активнее использованы
художественные средства композиции, поэтический подтекст играет
большую роль, нежели у реалистов старшего поколения.
Именно в поисках обновления живописного
языка С. Иванов участвовал в создании СРХ. Для этого объединения
стали характерны декоративное обобщение силуэтов, многообразное
использование освещения, выявление законов пленэра. С 1900 г. в
искусстве С. Иванова все отчетливее проявляются черты
импрессионизма. Трепетная изменчивость потоков света выделяет
главные объекты композиций. Лаконичными выразительными средствами
художник пытается достичь наиболее емкой передачи замысла.
В 1905 г. появляется его картина
"Расстрел", поразившая современников пронзительно отчаянным
звучанием протеста. На опустевшей после казни площади остался лежать
лицом в землю расстрелянный; вдали высятся мрачные силуэты домов и
чуть намечены фигуры уходящих жандармов. Такой сжатости
повествования и силы выразительности в передаче мотива из
современной истории не достигал никто из предшественников живописца.
Лаконично-заостренная трактовка образов
намечается в творчестве С. Иванова еще раньше, с 1890-х гг., в
картинах на исторические темы: "Смута" (1897), "Приезд иностранцев в
Москву XVII столетия" (1901), "Царь. XVI век" (1902), ""Едут!"
Карательный отряд" (1905-09). В них художник по-новому взглянул на
историческое прошлое родины, изображая не героические моменты
событий, а сцены быта из древнерусской жизни. Некоторые образы
написаны с оттенком иронии, гротеска.
Большое место в композициях отводилось
ретроспективному пейзажу. Жизнь народа и черты национального
характера, их связь с грядущими судьбами России - такова смысловая
основа исторических картин С. Иванова.
До конца жизни художник оставался реалистом.
Серьезно изучая живую натуру, он свободно, поэтически переосмыслял
ее, привнося в нее свое понимание красоты национального быта.
Творчество С. Иванова отражает характерные поиски искусства конца
XIX - начала XX в.
|