Греков Митрофан Борисович
(1882-1934)
Мастер батальной живописи, М. Б. Греков сыграл
заметную роль в развитии отечественного искусства. Будучи
приверженцем реалистических традиций русской живописной школы XIX
в., он был пропагандистом зарождающегося официального стиля эпохи -
социалистического реализма.
Детство и юность будущего художника прошли
на Дону. Поначалу рисованием он занимается самостоятельно, а в 1898
г. поступает в Одесское художественное училище. После его окончания
в 1903 г. Греков успешно сдает экзамены в Петербургскую АХ, где в
1905-07 гг. учится в живописной мастерской
, а после ухода
последнего из Академии переходит в батальную мастерскую
.
Во время учебы он участвует в работе над знаменитыми панорамами
своего педагога - "Оборона Севастополя" (1907) и "Бородинская битва"
(1911).
В 1911 г. Греков выполняет конкурсную
работу "Волы в плугу", за которую удостаивается звания художника. С
1912 г. он отбывает воинскую повинность, а с начала Первой мировой
войны оказывается на германском фронте.
В 1917 г. Греков демобилизуется по причине
тяжелой болезни. Какое-то время он работает учителем в
Новочеркасске, где создает свою первую живописную серию, посвященную
разгрому белогвардейцев, - "Бредут", "Корниловцы" (обе 1919),
"Отверженные. Отступление корниловцев" (1922). Вместе с композицией
"Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск" (1920), эти
полотна положили начало советской батальной живописи, лейтмотивом их
стало не отражение военных действий как таковых, а те новые,
романтичные, на взгляд художника, идеи, за которые боролась Красная
Армия. Героем этих картин выступает не личность, а революционная
стихия, "материализующаяся" в массе красноармейцев, вооруженного
народа, вершащего свою историю.
Отсутствие холодной рассудочности и
живописной театральности, а также антимилитаристская направленность
раннего творчества Грекова, глубокая правдивость в изображении
суровых военных будней делает его преемником демократических
традиций искусства .
В 1923 г. художник завершает картину "В
отряд к Буденному", имевшую определенный успех у военного
руководства Красной Армии. В этом небольшом полотне с изображением
единственного персонажа достигнут тот совершенный смысловой и
композиционный лаконизм, который будет характеризовать все
дальнейшее творчество Грекова.
В произведениях, написанных в
последующие годы, начинает преобладать сильная динамика, страстный
порыв; композиции приобретают остроту и одновременно большую
глубину. В конце 1920-х гг. им создаются "Тачанка. "Пулеметам
двигаться вперед!"", "Взятие Новочеркасска" (обе 1925), "Красные
части занимают хутор" (1926), "Кавалерийская атака" (1927), "Бой под Егорлыкской" (1927-29). Весь строй этих полотен проникнут
романтическим революционным духом, выраженным в стремительном,
вихревом движении людей и масс воздуха, недаром грековская "Тачанка"
стала своеобразным символом гражданской войны.
|