Ге Николай Николаевич
(1831-1894)
Крупнейший русский живописец Николай Николаевич Ге
родился 15 февраля 1831 г. в Воронеже, в дворянской семье. Семья Ге
(Gay) родом из Франции. В конце XVIII в. прадед художника эмигрировал
в Россию и поселился в Москве. Отец Ге был помещиком и детство Николая
Николаевича прошло в деревне. Затем он воспитывался в киевской гимназии,
по окончании которой поступил в Киевский университет, а откуда перешел
в Петербургский. Отучившись два года, он оставил университет и в 1850
году поступил в Академию художеств в которой учился 7 лет. В Академии
молодой художник занимался под руководством
.
Время учебы Ге пришлось на последние мрачные годы
правления Николая I — эпоха “безвременья”, когда угнетение человеческого
достоинства стало нормой во всех областях жизни России. Обучение в Академии
в то время велось при активном участии царя и его дочери, которая была
президентом Академии. Молодые художники воспитывались в традициях классицизма,
но руководство ведущих профессоров-преподавателей не было очень требовательным,
сам учебный процесс был каким-то неопределенным, учащиеся в основном
были предоставлены сами себе, получая основные знания и навыки от общения
друг с другом. Причиной этой так называемой полусвободы, в которой воспитывались
художники, было то, что классицизм здесь уживался с эстетикой романтизма,
которой были привержены профессора-преподаватели.
Своим настоящим учителем Ге считал
, творчество
которого очень любил, а его знаменитую “Помпею” считал идеалом. Он никогда
не встречался с мастером, но изучал его картины, всегда пользовался
его советами, которые слышал от натурщиков, работавших с мастером. Сюжет
его первой картины “Хаджи-Абрек”, написанной под влиянием одноименной
поэмы Лермонтова, близок с сюжетами картин Брюллова. Свою любовь к Брюллову
Ге сохранил до своей смерти, хотя и совершенно отошел от его манеры.
В академии Ге пробыл семь лет и получил за программу
“Ахиллес оплакивает Патрокла” в 1855 г. малую золотую медаль. За картину
“Волшебница андорская вызывает тень Самуила для царя Саула”, в написании
которой Ге использовал многие из приемов Брюллова, он был удостоен большой
золотой медали и послан за границу, где оставался с 1857-63 гг.
Художник вместе со своей молодой женой отправился
за границу не дождавшись выдачи медали и причитающихся ему денег. Он
посетил Швейцарию, Мюнхен и Париж, побывал Салоне 1857 года и на посмертной
выставке П.Делароша, который оказал огромное влияние на содержание
его картин и на их техническое исполнение. (По совету Делароша Ге писал
свои картины с восковых фигурок). Выставка произвела на Николая Николаевича
колоссальное впечатление.
Затем художник прибыл в Италию, где ему пришло понимание
принципов творчества Брюллова, стремления мастера к правде в изображении
природы и человека. В произведениях конца 1850-х годов художник отразил
свои впечатления об этой красивейшей стране. В это время Ге работает
над эскизами своих будущих исторических картин, которые он, являясь
пенсионером Академии художеств, обязан был ей предоставить. Ге изучает
колорит старых мастеров и в то же время интересуется пленэром, который
был самой актуальной проблемой в искусстве в то время. В Италии художник
понял необходимость поисков нового направления своего искусства: “Во
мне воскресла жизнь древних в ее настоящем, живом размере и смысле,
и вот, может быть, начало того, что называется чувством “реального в
искусстве!””
В Риме он познакомился с
и увидел его
картину “Явление Христа народу”, которая не произвела на него особенно
сильного впечатления, но благодаря которой художник впоследствии обратился
к теме последних дней жизни и смерти Христа. Тогда же он был увлечен
произведениями Микеланджело, писал портреты и эскизы: “Смерть Виргинии”
(1857), “Любовь Весталки” (1858) и “Разрушение Иерусалимского храма”
(1858).
Большое значение в творчестве Ге имел пейзаж, которым
он увлекся в Италии. Природа Италии оказала огромное влияние на творчество
художника и свои чувства к ней он отразил в этюдах: “Горы. Вико”, “Залив
Вико близ Неаполя”, “Виноградник в Вико”, созданных в 1858 году во время
своего пребывания с семьей близ Неаполя.
В пейзажах 1860-х годов , которые были написаны художником
во Флоренции: “Закат на море в Ливорно”, “Вид из Сан Теренцо на Леричи
ночью”, “Ливорно. Морские дали (Дорога к морю в Антиниано близ Ливорно)”
чувствуется увлечение художника элементами освещения. Ге пишет эскиз
“Смерть Ламбертации” (1860), но его постигает разочарование. Художник
находился в таком состоянии, что решает даже бросить искусство. Ге с
детства был религиозным человеком, и этот тяжелый для него момент он
обратился к религии, к Евангелию, в котором нашел ответы на мучающие
его вопросы. В художнике опять пробудилась жажда творчества.
|