Фонвизин Артур Владимирович
(1882-1973)
А. В. Фонвизин родился в семье лесничего. Начинал
в 1901 г. учебу в МУЖВЗ, но был исключен вместе с двумя друзьями,
и
, за
устройство не разрешенной начальством выставки.
В 1904-06 гг. продолжил образование в Германии, в
частных мастерских Мюнхена.
В первом десятилетии века был активным и заметным
участником громких выставок, таких как "Голубая роза", "Венок",
Салонов "Золотого руна", "Венок-Стефанос", "Мир искусства".
В 1920-х гг. стал членом объединения "Маковец",
преподавал в студиях Тамбовского Пролеткульта, в нижегородском
художественном техникуме.
На раннем этапе своего творчества работал в русле
символизма, в стиле так называемого лирического примитива. Полотна
Фонвизина того времени отличаются изысканной гаммой. От них словно
бы исходит какой-то мерцающий таинственный свет, создающий
определенное душевное состояние. Таковы его "Невеста" (1902), "Леда",
"Композиция с фигурой Христа" (оба 1904).
Однако сегодня Фонвизин более известен как
непревзойденный виртуоз акварельной живописи. К 1930-м гг. он
окончательно избрал для себя основную и излюбленную с тех пор
акварельную технику, выявил романтически-приподнятый строй своего
искусства, очертил круг тем, связанных с праздничными образами
театра и цирка и с погруженными в радужную дымку детскими
воспоминаниями. Сразу цветом, без карандашной подготовки, он пишет с
натуры воздушно-легкие цветочные натюрморты, тающие в тумане
пейзажи, но главным образом портреты, отдавая предпочтение женским
моделям.
Любимые его героини - актрисы, часто в
театральных костюмах, связанных с определенной ролью, погруженные в
приподнятую эмоциональную атмосферу сцены ("Портрет Д. В.
Зеркаловой", "Портрет Ю. С. Глизер", оба 1940, и др.). А детская
любовь к цирку диктовала ему бесчисленные, уже не натурой, а
фантазией порожденные цветовые наброски нарядных наездниц (серия
"Цирк", 1940-70-е). Романтической дымкой овеяны тающие в цветовом
мареве образы популярных романсов (серия "Песни и романсы",
1940-60-е), детские воспоминания о провинциальном быте ("Извозчики",
1940-е). Сюда же примыкают и лучшие его работы для книги.
Между тем ни импровизационная, как бы небрежная
свобода акварельного письма, ни романтическая мечтательность его
образов не отвечали в 1930-х и 1940-х гг. официальным художественным
установкам, и потому творчество Фонвизина подвергалось в ту пору
нападкам в печати. А в годы войны он был на некоторое время выслан в
Казахстан за немецкое происхождение. И все же художник оставался
неизменно верен характеру своего дарования, до конца жизни
разрабатывал и варьировал все те же любимые мотивы.
|