Филонов Павел Николаевич
(1883-1941)
Павел Филонов родился в Москве. Рано осиротев
переехал в Петербург, где брал уроки живописи. С 1908г. Павел
Филонов учился в Академии искусств, откуда был исключён в 1910г. В
1911г. он контактировал связался с Союзом молодёжи и учувствовал в
их выставках. В следующем году ездил в Италию и Францию.
Первые значительные произведения Филонова, обычно
написанные в смешанной технике на бумаге (Мужчина и женщина, Пир
королей, Восток и Запад, Запад и Восток; все работы – 1912–1913,
Русский музей, Петербург), вплотную примыкают к символизму и модерну
– с их аллегорическими фигурами-олицетворениями и страстным
интересом к «вечным темам» бытия.
В них вырабатывается самобытная манера художника
строить картину кристаллическими цветовыми ячейками – как прочно
«сделанную» вещь. Однако (в отличие от
) он пребывает как
бы «футуристом-консерватором» и не переходит к дизайну, оставаясь в
рамках чистой, искрящейся, пестрой живописности.
В 1913 разработал декорации на сцене для трагедии
Владимира Маяковского "Владимир Маяковский" Следующие два года Павел
Филонов работал иллюстратором футуристических буклетов, издал свою
трансрациональную поэму "Проповедь о поросли мировой" и начал
разрабатывать художественные теории: "Идеология аналитического
искусства" и "Принципы сделанности". В 1919г. картины художника
выставлялись на первой государственной свободной выставке искусств
рабочих в Петрограде.
В 1923г. Павел Филонов становится профессором
Академии искусств и членом Института художественной культуры (ИНХУК).
В те же годы выходит "Декларация мировой поросли" Павла Филонова в
журнале "Жизнь искусства". Два года спустя Павел Филонов собирает
коллектив мастеров аналитической живописи (известный сейчас как
школа Филонова).
Из-за продолжавшейся резкой критики и нападок в
адрес Филонова, его выставка, планируемая на 1929-1930г. в Русском
музее не состоялась. В 1932г. Его жизнь и творчество не было
оборвано войной. Он умер от пневмонии во время блокады Ленинграда в
1941г. В 1967г. была проведена посмертная выставка работ Павлв
Филонова в Новосибирске.
Лишь в недавние годы живопись Филонова получила
всемирное признание. Изображения созданные его мыслью дали огромный
толчок развитию авангарда в СССР. Он нашёл свой художественный
стиль, благодаря тем бескомпромиссным идеалам в которые он верил.
Уже в его ранних работах чётко прослеживается
непринятие идеологии Академии живописи в Петербурге. Филонов покинул
академию в 1910г и сделал выбор игнорирования основного направления
в живописи с целью дальнейшего развития своего стиля.
В своей живописи Павел Филонов наблюдал и
осознавал силы, которые заключают в себе существование человечества.
Его целью было достижение систематического знания мира и его
человеческого населения.
Картины Филонова были результатом не просто
смысловых изображений. Его живопись - это утверждение
интеллектуальных принципов, некоторые их которых взяты с теории и
идеологии художника. В живописи Филонова виден "проектный интеллект"
в образе.
После революции 1917г. Павел Филонов работал над
завершением своей работы "Аналитическая живопись". Социальные
изменения в России воодушивили художников - футуристов. Павел
Филонов уделял очень много времени и усилий для художественных
изобретений и творческих идей. Он работал по 18 часов в сутки.
В 1925г., найдя много последователей и
поддерживающих его стиль выражения, он основал школу в Петрограде.
Эта школа была закрыта правительством в 1928г. вместе со всеми
частными художественными и культурными организациями.
|