Феофан Грек
(около 1337- после 1405)
Феофан Грек относится к крупнейшим мастерам
средневековья. Его работы, исполненные в Византии, не сохранились.
Все известные его произведения были созданы на Руси и для Руси, где
он прожил более тридцати лет. Он познакомил русских с высочайшими
достижениями византийской духовной культуры, переживавшей в его
время один из последних взлетов.
Немногочисленные сведения о Феофане встречаются в
московских и новгородских летописях, но особую ценность представляет
письмо, написанное около 1415 г. московским духовным писателем и
художником Епифанием Премудрым архимандриту тверского
Спасо-Афанасиева монастыря Кириллу. Сообщение Епифания интересно
тем, что дает уникальную возможность составить представление о
принципах работы мастера. В своем послании он сообщает о хранившемся
у него Четвероевангелии, иллюстрированном Феофаном и украшенном
изображением храма Святой Софии в Константинополе.
Описание рисунка приведено со многими
подробностями. "Когда он все это изображал или писал, никто не
видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как делают некоторые
наши иконописцы, которые в недоумении постоянно всматриваются, глядя
туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на
образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно
ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое,
чувственными же очами разумными разумную видит доброту. Сколько бы с
ним кто ни беседовал, не мог не подивиться его разуму, его
иносказаниям "притчам" и его хитростному строению".
Из послания известно, что Феофан, "родом грек,
книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец",
расписал более 40 каменных церквей в Константинополе, Халкидоне,
Галате, Кафе (Феодосии), а также на Русской земле.
В Новгородской III летописи первая работа Феофана
упоминается под 1378 г. Здесь говорится о росписи им новгородской
церкви Спаса Преображения на Ильине-улице - единственной дошедшей до
наших дней работе мастера, имеющей документальное подтверждение и
доныне остающейся главным источником для суждения о его искусстве.
Фрески церкви сохранились фрагментарно, поэтому
восстановить систему ее росписи можно лишь частично. В куполе храма
изображена полуфигура Христа Пантократора, окруженная архангелами и
серафимами. В барабане - изображения праотцев, среди которых Адам,
Авель, Ной, Сиф, Мельхиседек, Енох, пророки Илия, Иоанн Предтеча. На
хорах в северо-западной угловой камере (Троицкий придел) изображения
сохранились лучше. Придел расписан изображениями святых,
композициями "Богоматерь Знамение с архангелом Гавриилом",
"Поклонение жертве", "Троица". Манера Феофана ярко индивидуальна,
отличается экспрессивностью темпераментом, свободой и разнообразием
в выборе приемов. Форма подчеркнуто живописна, лишена детализации,
строится с помощью сочных и свободных мазков. Приглушенный общий тон
росписи контрастирует с яркими белильными высветлениями, подобно
вспышкам молний освещающими суровые, одухотворенные лики святых.
Контуры очерчены мощными динамичными линиями. Складки одежд лишены
детальной моделировки, ложась широко и жестко, под резкими углами.
Палитра мастера скупа и сдержанна, в ней преобладают
оранжево-коричневый, серебристо-голубой, соответствующие
напряженному духовному состоянию образов. "Живопись Феофана - это
философская концепция в красках, притом концепция достаточно
суровая, далекая от обыденного оптимизма. Суть ее составляет идея
глобальной греховности человека перед Богом, в результате которой он
оказался почти безнадежно удаленным от него и может только со
страхом и ужасом ожидать прихода своего бескомпромиссного и
безжалостного судьи, образ которого с крайней суровостью взирает на
грешное человечество из-под купола новгородского храма",- пишет
исследователь русского средневекового искусства В. В. Бычков.
|