Фальк Роберт Рафаилович
(1886-1958)
Р. Р. Фальк начал свой путь художника в шумной
группе молодых обновителей живописи, в объединении "Бубновый валет",
где был самым младшим. Учился он в частных студиях
и
(своего
будущего товарища по обществу), затем в МУЖВЗ у
и
(1905-10).
Как и другие "валеты", Фальк добивался
выразительной объемности формы, писал угловатыми пятнами насыщенного
цвета. "В этот период я любил яркие, контрастные сочетания,
обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной
краской", - писал он впоследствии.
Главное в его лаконичных, лишенных каких-либо
красивостей пейзажах и скупых, составленных из простейших вещей
натюрмортах 1910-х гг. - физическая, осязаемая полновесность домов
или древесных крон, бутылок или глиняных крынок. Подобно товарищам,
он использует для этого некоторые приемы "вывесочного" примитива,
утяжеляющие, уплотняющие объем. Стараясь обобщить форму и вылепить
массу цветом, он впитывает актуальные для времени уроки живописи П.
Сезанна (острый на язык критик А. М. Эфрос назвал Фалька человеком "сезанновской
национальности").
Нагнетая внутреннее напряжение работы, он не
боится вносить в нее довольно резкую деформацию, стремится, по его
словам, "сдвигами формы акцентировать эмоциональную
выразительность". Таковы, например, острый, нервный портрет Мидхада
Рефатова (1915), "Негр" (1917) и др.
От брызжущих жизнерадостностью холстов
большинства его товарищей по обществу ранние произведения Фалька
отличает некоторая сумрачность, скрытый драматизм, запечатленный не
в сюжетах, а лишь в самом живописном строе его работ. Особенно
характерна"Красная мебель" (1920), напряженно-хищная и угловатая, с
ее тяжелым, но агрессивно напряженным цветом.
Постепенно, на протяжении 1920-х гг., живопись
Фалька становится сложнее и тоньше. Исчезают кубистические сдвиги -
эмоциональное напряжение в портрете теперь может быть передано и без
них. Демонстративная "вывесочность" ранних вещей тоже больше не
нужна. Поверхность холста мягко вибрирует сложным, как бы подвижным
цветом. Фальк ищет в картине целостную, насыщенную цветом и светом
среду, обволакивающую людей и предметы.
В нескольких портретах 1923-24 гг. ("Женщина в
белой повязке", два автопортрета и др.) художник достиг ощущения
глубокой сосредоточенности, тишины, длящегося (а не остановленного,
как нередко бывает в живописи) времени. Неяркий боковой свет
обобщенно и округло лепит форму лица и фигуры, человек предстает
погруженным в .себя, значительным в своей тайной, внутренней жизни.
В эти же годы Фальк оформляет два спектакля в
Москве в ГОСЕТе - "Ночь на старом рынке" (1925) и "Путешествие
Вениамина III" (1927) Менделе Мойхер-Сфорима, гротескно сталкивая
реальный убогий быт с яркой фантастикой. В 1928 г. Фальк, декан
живописного факультета Вхутеина, получил командировку во Францию -
"для изучения классического наследия". Там он задержался надолго, на
десятилетие.
|