Езучевский Михаил Дмитриевич (1880-1928)
Михаил Дмитриевич Езучевский (1879-1928) – известный
русский художник, мастер исторического жанра, портретист. В собрании
изофонда Государственного Дарвиновского музея сочетаются разнообразные
жанры искусства - анималистический, портретный, исторический, пейзажный,
батальный, бытовой, интерьерный, научно-иллюстративный. Все они интерпретируют
основы эволюционной теории.
Одним из интереснейших художников Дарвиновского
музея был Михаил Дмитриевич Езучевский (1879–1928). Его главным призванием
стала жанровая живопись, в которой он отдавал предпочтение историческим
сюжетам. Благодаря чему, в фондах ГДМ представлены уникальные серии
картин, на которых запечатлены уникальные сюжеты из жизни великих натуралистов
и мыслителей. Героями его картин стали Аристотель, Р. Бэкон, И. Кеплер,
Н. Коперник, Г. Галилей, Д. Бруно, Ф. Бэкон, И. Ньютон, Г.В. Лейбниц,
И. Кант, О. Конт, Г. Спенсер.
В 1922 г., поступив на работу в музей,
Михаил Дмитриевич Езучевский (1879 – 1928) уже был известен как портретист,
иллюстратор, знаток истории, быта и костюма минувших эпох, «мастер в
сфере композиции».
М.Д. Езучевский родился в семье действительного статского
советника, потомственного дворянина Д П. Езучевского, известного изобретателя.
Мать Анна Андреевна (урожденная Бернгард) училась в Московском институте
благородных девиц, стала классной дамой в одной из женских школ.
Окончив
кадетский корпус в 1901 г. в чине прапорщика, Михаил Езучевский ушел
в запас. Юноша серьезно увлекся живописью, посещал студию художника
Н.А. Мартынова вместе с В.А. Ватагиным и А.Ф. Котсом, а затем уехал
во Францию на учебу, где окончил Парижскую академию искусств. Художник
неоднократно выезжал и вновь возвращался в Париж. Он посетил Италию,
Испанию, Северную Африку. В этих поездках молодой живописец очень много
работал, писал этюды.
В 1910-е годы его произведения стали появляться
на выставках в России. В 1914 г. он представил свои работы в московской
галерее Лемерсье наряду с . и
,
,
. Одна из его ранних работ сохранилась в музее Переславля-Залесского.
В марте 1914 года он участвовал в сборной выставке русских художников
в известной московской галерее Лемерсье наряду с А.П. Васнецовым, В.М.
Васнецовым, И.Е. Репиным, М.М. Гермяшевым, М.А. Врубелем, К.И. Горбатовым.
В газетах того времени о работах Езучевского писали: «Господин Езучевский
в целом ряде живо и смело написанных этюдов, перенес на холст к нам
живые движения и знойный темперамент далекой Испании ,…жгучие мелодии
Бизе. Несмотря на то, что в палитре художника всего три-четыре основные
краски, с преобладанием черной, вещи его кажутся колоритными. В изображениях
типов испанцев и испанок он совсем не старался сделать их красивыми.
И именно потому они дышат правдой и красотой. Лучшими его вещами мы
бы назвали «Знакомство» и «Испанское кабаре»». Другой отзыв с той же
выставки: «Близок к исключительности Езучевский. Его испанские и парижские
темпера и пастели блестящи. В них масса темперамента и движения... ».
Его ранние работы хранятся в музее г. Переславля-Залесского, а также
в Музее неактуального искусства в Москве (Новые галереи ЦДХ на Крымском
валу, галерея 10). Это пастели и смешанная техника 1910-1913-х гг.
Однако
увлечения художника были прерваны: началась Первая мировая война. Езучевский
был призван в действующую армию.
|