Ершов Игорь Иванович (1916 – 1985)
Родился 7ноября в семье известнейших музыкантов. Его отцом был прославленный
оперный певец Иван Ершов, мать Софья Акимова -певица и педагог вокала.
Многим художникам 60-70х годов, коллегам по цеху, Игорь Ершов запомнился как
человек неуёмного характера, часто не согласным с привычным отношением к
искусству. Суждения его были подчас резки, но всегда принципиальны.
И.И. Ершов окончил Академию Художеств им.И.Репина в 1947 году. Учился сначала
на живописном отделении в мастерской , а потом перешёл на
графический факультет, где педагогами его были Шилинговский, Зайцев,
и К.Рудаков. Эта плеяда "последних маэстро" незабвенного
Серебряного века навсегда сложила взгляды Ершова. Дипломной работой
впоследствии опубликованной в Академическом собрании сочинений А.С.Пушкина
были иллюстрации к "Медному Всаднику". По этой же работе он был принят в
Союз Художников.
В 1948 году перед художников встал непростой выбор, идти ли по пути
изобразительного искусства или стать... оперным певцом. У Игоря Ершова были
замечательные данные, ярко выраженный актёрский талант, а в сочетании с
большим голосом ( баритоном) и прекрасной внешностью, это обещало блестящую
театральную карьеру. К концу 1948 года он пропел на сцене Малого оперного
театра в Ленинграде уже два сезона. Имел успех в опере "Война и Мир" С.С.
Прокофьева в роли Куракина и начал сниматься в фильме-опере "Дон Жуан". Но
в результате раздумий Ершов решил, что это не его путь, не его судьба. А
хотелось ему идти путём творчества, - создания, а не исполнительства; искать
себя в изображении, живописи и рисунке.
В годы 1948-1954 художник пережил самые трудные для себя времена
раздвоенности. Это была работа по писанию и рисованию "сухой кистью"
портретов вождей, рабочих, колхозников, а чуть позже перешёл к
иллюстрированию детских книг. В те годы появились первые его акварели и
рисунки отдалённо напоминающие будущие картины (1956-1960). Серия этих работ
находиться сейчас в фондах Русского Музея в Санкт-Петербурге.
От природы Игорь Ершов обладал редким даром "точного" копирования натуры.
Он сам признавался, что этот "подарок природы" ему очень мешал впоследствии
перейти к "экспериментам" в живописи, начать поиски в абстракции, в
беспредметном искусстве, где в основе всего лежат совсем другие задачи
нежели копия. До недавнего времени в Военно-морском музее СПб, в постоянной
экспозиции этого музея висела картина И.Ершова на тему о подвиге бойца,
выносящего из боя раненного командира. Как далеко впоследствии художник ушёл
от этой официальной "заказной" живописи! С приходом хрущёвской оттепели
многое изменилось в сознании людей. Ершов отказался от "сухой кисти"
окончательно и полностью погрузился в обучение самого себя. Он сам всегда
говорил: "Я начал изучать свой предмет заново. Для меня открылся мир новой
пластики, незнакомой формы, цвета, рисунка..." В те годы после столь долгого
пробела для думающей и жаждущей знаний художественной интеллигенции началась
настоящая весна.
Игорь Ершов поглощен хождением в Эрмитаж. Где вновь открыты для всеобщего
обозрения импрессионисты, Пикассо, Брак, Матисс, Моне и другие художники. Он
проводит часы в Публичной библиотеке, где листает книги с репродукциями
современной западной живописи. Большим событием тех лет стал выход в свет
замечательного исследования англичанки Камиллы Грей. Под названием "Русский
эксперимент" о художниках двадцатых годов в России. Русский музей для
И.Ершова стал постоянным местом посещения, копирования, изучения. Часами он
просиживает перед иконами, рассматривает русские вышивки, кружева,
палеховские коробки. Как всё увиденное и познанное странно и необычно
преломиться в художнике и найдёт своё отражение в новых поисках Ершова. Он
переживёт несколько периодов и каждый из них будет логично переходить из
одной пластической формы в другую. Если выстроить сегодня ясную картину
творчества Игоря Ершова, то можно разделить всё на следующие этапы:
соцреализм, импрессионизм, абстракционизм и иконно-сказочный символизм. В
музеях России можно встретить пожалуй все эти периоды, а на Западе ( Лондон
и Париж) находятся абстрактные работы.
|