Ермолаева Вера Михайловна
(1893-1938)
Художественное образование В. М. Ермолаева
получила, занимаясь в частной школе-мастерской М. Д. Бернштейна в
Петербурге (начало 1910-х гг.). Сблизившись с
художниками-новаторами, объединившимися в "Союзе молодежи", особенно
с , оказавшим
на нее сильное воздействие, она стала одним из активных деятелей
русского авангарда.
В 1919 г. Ермолаева переехала в Витебск,
где возглавила Народную художественную школу, вскоре преобразованную
в Художественно-практический институт. Вместе с Малевичем и его
учениками, также оказавшимися в Витебске, она участвовала в
организации Уновиса ("Утвердители нового искусства"), ставившего
целью развивать и пропагандировать принципы супрематизма.
В 1922 г. вернулась в Петроград и продолжила
исследования, начатые Уновисом, в Гинхуке, где руководила
лабораторией цвета (1924-26).
Живописное творчество Ермолаевой до сих пор
почти не изучено. Она начинала как верная последовательница
Малевича, но во второй половине 1920-х гг. стала вырабатывать свой
способ передачи предметной формы. Значительную роль в этом сыграла
поездка летом 1928 г. на берег Белого моря, от куда она привезла
серию пейзажей, отличавшихся живописной экспрессией и повышенной
силой цвета.
В начале 1930-х гг. Ермолаева работала над серией
"Деревня", добиваясь в ней монументальной укрупненности
изображаемого, а в 1934 г. написала ряд полуэкспериментальных
натюрмортов, в которых, отказываясь от цвета, успешно оперировала
живописно-пластической трактовкой предметов.
Гораздо лучше известна деятельность
Ермолаевой как иллюстратора детских книг. Еще в 1918 г. она вместе с
группой художников организовала в Петрограде книгоиздательскую
артель "Сегодня", которая выпускала крохотными тиражами детские
книжки, украшенные гравюрами на линолеуме, и сама исполнила
иллюстрации к трем из них: "Мышата" и "Петух" Н. Венгрова, "Пионеры"
У. Уитмена.
После возвращения в Петроград Ермолаева
сотрудничала с журналами "Новый Робинзон" и "Воробей", потом с
отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства
и быстро вошла в число ведущих художников детской книги. Опираясь на
собственный живописный опыт, она создала индивидуальный стиль, в
котором важную роль играли сильный цвет и острая, порой гротескная
пластика. Она одной из первых иллюстрировала произведения Д. И.
Хармса ("Иван Иваныч Самовар", 1929-30), Н. А. Заболоцкого ("Хорошие
сапоги", 1928), А. И. Введенского ("Рыбаки", 1929-30; "Подвиг
пионера Мочина", 1931) и сама была автором остроумных
книжек-картинок - "Горе-кучер" (1928), "Собачки" (1929), "Маски
зверей" (1930).
На рубеже 1920-х и 1930-х гг. вышла небольшая
серия книжек с баснями И. А. Крылова, сопровождавшимися ее
экспрессивными черно-белыми рисунками. В 1933-34 гг. Ермолаева по
собственной инициативе иллюстрировала произведения мировой
классической литературы - "Рейнеке-Лис" И.-В. Гёте (цветная
литография), "Дон-Кихот" М. Сервантеса и "О природе вещей" Лукреция
Кара (гуашь).
Работа эта осталась неоконченной. В конце 1934
г., в ходе кампании террора, развернутой в связи убийством С. М.
Кирова, Ермолаева (после тяжелого заболевания передвигавшаяся только
с помощью костылей) была арестована и сослана в Казахстан. Ни точная
дата ее смерти, ни место захоронения не известны.
|