Экстер Александра Александровна
(1882-1949)
А. А. Экстер (урожденная Григорович) родилась в
чиновничьей семье. В 1901 г. стала посещать занятия в Киевском
художественном училище. В 1903 г., выйдя замуж за адвоката Н. Е.
Экстера, устроила в своем доме салон-мастерскую, ставшую
впоследствии центром киевского авангардного искусства.
В 1907 г. Экстер уехала в Париж, где некоторое
время училась в частной академии "Ла Гранд-Шомьер". В Париже она
познакомилась с представителями современного французского искусства
- Г. Аполлинером, Ж. Браком, П. Пикассо, М. Жакобом, с итальянскими
футуристами.
В 1908-14 гг. Экстер жила в Киеве, Москве,
Петербурге, Париже, путешествовала по Италии и Швейцарии,
осуществляя постоянные контакты между русскими и европейскими
"левыми" художниками.
Она была участницей почти всех авангардных
выставок в России: Салон В. А. Издебского в Одессе (1909/10, 1911),
"Венок-Стефанос" и "Треугольник" в Петербурге (1910), "№ 4" в Москве
(1914).
В 1910 г. вступила в объединение "Бубновый валет" и участвовала в
его выставках; в 1913 г. стала членом "Союза молодежи".
В 1914 г. в Киеве организовала авангардную выставку "Кольцо".
Работы Экстер демонстрировались и за рубежом: в
парижском Салоне Независимых и на Интернациональной свободной
футуристической выставке(1914). Ранние пейзажи и натюрморты Экстер
обнаруживают сильное влияние французской живописи ("Античный
пейзаж", "Город ночью", "Натюрморт с яйцами", все 1910-х). Увлекшись
футуризмом и кубизмом, она начала создавать самостоятельные
композиции, нередко используя метод коллажа. Декоративизм живописных
произведений художницы особенно ощутим в беспредметных композициях.
В 1915 г. Экстер примкнула в Москве к группе
. В это же
время она проявила интерес к прикладным искусствам, использовав
кубистические формы для создания бытовых вещей.
Самой яркой страницей творческой биографии
художницы стала ее работа в Московском Камерном театре. Ей
принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, оформление драмы "Фамира
Кифаред" И. Ф. Анненского (1916), "Саломеи" О. Уайльда (1917),
"Ромео и Джульетты" У. Шекспира (1921). Костюмы и декорации Экстер
особенно впечатляли своей трехмерностью, подчеркнутым пластицизмом
и звучностью цвета.
В послереволюционные годы Экстер занималась
преподаванием: в 1918г. в Одесской детской
художественной школе, а затем в собственной студии в Киеве.
В 1921- 22 гг. она преподавала в московском Вхутемасе. В числе ее
учеников были А. Г. Тышлер, , И. М. Рабинович и др.
В 1920-х гг. художница, как и многие деятели
конструктивистского движения, обратилась к практической работе:
принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной
выставки (1923), придумывала рисунки для тканей, сотрудничала с
Московским ателье мод, где разрабатывала проекты женской одежды,
участвовала в создании формы для Красной Армии. По эскизам Экстер
были выполнены причудливые костюмы для кинофильма "Аэлита" Я. А.
Протазанова. Именно они определили весь стиль киноленты, ставшей
классикой экрана.
В 1924 г. художнице было поручено оформление
советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции, где
демонстрировались и ее работы. После Венеции Экстер уехала в Париж
для работы над экспозицией советского отдела Всемирной выставки
декоративных искусств. Представленные на ней театральные работы
получили золотую медаль.
В Россию Экстер уже не вернулась, она осталась в
Париже, а в 1929 г. поселилась в Фонтене-о-Роз. За границей Экстер
занималась театральными и прикладными работами, создавала костюмы к
балетным постановкам Б. Ф. Нижинской, Э. Крюгер и др. В 1925-30 гг.
по приглашению Ф. Деже преподавала в Академии современного искусства
в Париже, а также давала частные уроки. Ее работы демонстрировались
на многочисленных выставках. В конце жизни художница увлеклась
созданием рукописных книг.
|