Дубинский Давид Александрович
(1920-1960)
Творческий путь замечательного графика и
иллюстратора Д. А. Дубинского пришелся на сложные для отечественного
искусства годы. Художник не миновал трудностей и ошибок, характерных
для многих иллюстраторов 1940-50-х гг., но его работы последних лет
оставили яркий след в истории русской книжной графики.
Детство и юность Дубинского прошли в
Москве, куда в начале 1920-х гг. переехала его семья. В 1938-39 гг.
он учится в рисовальной студии К. П. Чемко, его карикатуры
печатаются в журнале "Крокодил". В 1940 г. Дубинский поступает в
МГХИ, причем сразу на третий курс.
Но учебу прерывает война, он участвует в ней как
художник фронтовой газеты. В 1944 г. Дубинский становится
художественным редактором Военно-Морского издательства в Москве, где
выходят первые книги с его иллюстрациями.
Интерес к карикатуре, к острому
сатирическому рисованию определил и технику (тушь, перо), и весь
строй ранней книжной графики Дубинского, а некоторые черты рисунков
этого времени - экспрессия, острая характеристика образов -
проявляются и в ряде его позднейших работ.
Молодой художник возвращается к учебе в
институте и в 1946 г. защищает дипломную работу - иллюстрации к
роману Т. Готье "Капитан Фракасс". В них видна виртуозная техника
рисовальщика, умение передать конкретную ситуацию, создать
острохарактерный портрет, тонко отобразить детали быта. Дубинский
остается верен выбранной ранее технике - перовому рисунку; в ней он
выполняет затем иллюстрации к "Комедиям" К. Гольдони, "Гаврошу" В.
Гюго (1946), "Истории Генри Эсмонда" и "Ярмарке тщеславия" У. М.
Теккерея (1947), "Трагической истории доктора Фауста" К. Марло
(1949).
Во многих изданиях Дубинский соединяет легкий
перовой рисунок со сплошными черными заливками тушью, - такой прием
обостряет композиции иллюстраций и способствует более динамичному
восприятию книги в целом. Рисунки этого времени экспрессивны, они
концентрируют в себе наиболее острые, узловые ситуации.
На рубеже 1940-50-х гг. Дубинский начинает
работать в технике черной акварели, которая дает широкие возможности
для создания тонально-пространственной иллюстрации, где изображение
строится на тонких градациях полутонов. Дубинский последовательно, с
глубокой достоверностью раскрывает сюжеты произведений А. П.
Гайдара, С. П. Антонова, И. С. Тургенева, А П. Чехова и др.
Острые, гротескные работы первых лет
уступают место иллюстрациям, отличающимся психологизмом и тонкой
эмоциональностью. Художник стремится к отказу от повествовательной
системы иллюстрирования, но при этом часто прибегает к
повествовательно-изобразительной, создавая как бы самостоятельные
графические листы.
Серьезный успех принесла Дубинскому работа над
изданиями повестей и рассказов А П. Гайдара- "Чук и Гек" (1950), "РВС"
(1951), "Дальние страны" (1953), "Голубая чашка" (1957). Совмещение
трезвой простоты и романтического пафоса в его рисунках
соответствует стилю произведений этого писателя.
Значительное место в творчестве художника
заняли также циклы иллюстраций к произведениям А. П. Чехова. В
рисунках к повестям "Дом с мезонином" (1954) и "Человек в футляре"
(1957), к "Пестрым рассказам" (1958) второстепенные, казалось бы,
проходные эпизоды текста создают ощущение плавного течения жизни.
Мастер стремится к передаче общего настроения, состояния героев
через их окружение, активно показывая среду - пейзажи, интерьеры.
Так, в иллюстрациях к "Дому с мезонином" природа вторит людям и их
чувствам, а в рисунках к рассказу И. Ильфа и Е. Петрова "Тоня"
(1958) художник, наоборот, противопоставляет холодное, отчужденное
окружение образу главной героини произведения.
Последние два года жизни Дубинский посвятил
работе над большой серией иллюстраций к повести А. И. Куприна
"Поединок", изданной уже после смерти художника (1962). В этом
блестящем цикле психологическая напряженность действия усиливается
цветом (иллюстрации выполнены темперой). Основной идеей этой и
предыдущих работ стало трепетное изображение человеческого
стремления к счастью. Той же идеей проникнуты и многие станковые
графические произведение Дубинского, в частности серия "О любви".
|