Доу Джордж (1781-1829)
Английский художник Джордж Доу (1781-1829) был известен в Европе
как модный портретист, мастер репродукционной гравюры; он также создавал
исторические, мифологические и жанровые полотна в духе сентиментального
романтизма. Доу писал портреты английских генералов, отличившихся в
битве при Ватерлоо. В 1818 г. он присутствовал на Конгрессе глав государств
Священного союза в Ахене, где был представлен Александру I. Русский
император пригласил художника в Россию работать над портретами для Военной
галереи Зимнего дворца.
Приехав в Петербург весной 1819 г., Джордж Доу прожил в столице
10 лет. За это время самим художником или совместно с его русскими учениками
(умер в 1848 г.) и А.В. Поляковым (1801-1835) для галереи
было выполнено 333 портрета. Осенью 1820 г. в Академии художеств была
устроена небольшая выставка работ Джорджа Доу, после которой он был
избран почетным членом петербургской Академии художеств. Выставка принесла
мастеру огромный успех. С этого времени многие члены царской семьи,
придворные и министры, родовитые дворяне и гвардейские офицеры начали
заказывать Доу свои портреты. Художник успевал писать всех.
Интересно, что никто из современников не оставил описания его наружности
и манер. Он нигде не бывал, почти ни с кем не общался. В Петербурге
Доу неутомимо работал, по многу часов простаивая перед мольбертом то
в своей дворцовой мастерской, то в богатых домах частных заказчиков.
Первые годы художник работал один, потом была создана целая мастерская.
Сначала приехали из Англии граверы - зять Доу, Томас Райт, и младший
брат Генри Доу, которые исполняли репродукционные гравюры с произведений
Джорджа Доу. Спрос на эти гравюры был очень большим: их приобретали
сами изображенные, чтобы дарить близким, их родные, сослуживцы, а также
учреждения, которые они возглавляли, учебные заведения, где они учились.
В 1822 г. в мастерской Доу появились два помощника - Александр Поляков
и Василий (Вильгельм) Голике. Несмотря на то, что все портреты заносились
в каталог Эрмитажа как произведения Джорджа Доу, стилистические различия
между ними очевидны. Несомненно, что некоторые из них написаны не самим
Доу, а кем-то из его помощников. В 1828 г. Доу получил звание первого
портретного живописца русского императорского двора и вскоре покинул
Петербург. К этому времени мастер состоял членом петербургской и лондонской
Академий художеств, был избран в венскую, флорентийскую, парижскую,
мюнхенскую, дрезденскую и стокгольмскую Академии.
В феврале 1829 г. Доу вернулся в Петербург, чтобы написать портрет
великого князя Константина Павловича (в рост) и закончить несколько
портретов для Военной галереи. Резко ухудшившееся состояние здоровья
заставило его уехать в Лондон, где он и умер в октябре 1829 г.
После смерти Доу его зять Томас Райт, приехавший в Россию по делам
наследства художника, закончил начатые Доу три поясных портрета генералов,
а также портрет великого князя Константина Павловича.
Судя по многочисленным отзывам современников, их поражала в творчестве
Доу способность точно передавать облик модели, а также ловкость владения
кистью. "Механический прием руки его совершенно особен; кисть широкая,
смелая, быстрая, но слишком быстрая... она не кладет, бросает краски,
и в другой раз, кажется, не дотрагивается до них... от этого все портреты
Доу кажутся работою a la prima, родом эскизов...", - писал П. Свиньин
в журнале "Отечественные записки" в 1820 г. Театрально-романтическая
приподнятость композиций и эскизность манеры, которую часто принимали
за небрежность, вызывали некоторое неудовольствие критиков, в остальном
награждавших Доу самыми высокими эпитетами.
|