Добужинский Мстислав Валерианович
(1875-1957)
М. В. Добужинский был сыном артиллерийского
офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. После
первого курса юридического факультета Петербургского университета
Добужинский попытался было поступить в Петербургскую Академию
Художеств, но не был принят и занимался в частных студиях до 1899
г., когда, закончив университет, поехал за границу и продолжил
художественные занятия в студиях Мюнхена.
Вернувшись в 1901 г. в Петербург, он
сблизился с объединением "Мир искусства" и вошел в число самых
заметных его представителей. Дебютировал Добужинский в графике -
рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами, в которых сумел
впечатляюще передать свое восприятие Петербурга как города, где
величественная классическая архитектура фантасмагорически
соединяется с уродливыми реалиями урбанизма XX в.
Тема города сразу сделалась одной из главных в
его творчестве, он обращался к ней в пейзажных циклах, создаваемых
по следам частых поездок по России и за границу; городской пейзаж
оказывается важным компонентом многих его произведений.
Добужинский занимался и станковой графикой, и
живописью, успешно преподавал - сначала вместе с
в частной
художественной школе Е. Н. Званцевой, а позднее в разных учебных
заведениях; после революции ему доводилось проектировать праздничное
убранство улиц, состоять одним из хранителей Эрмитажа и даже читать
популярные лекции по искусству. Но наиболее весомыми были его работы
в театре и в книжной графике. Вскоре после того, как он удачно
оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф.
Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И.
С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909).
Большой успех исполненных им декораций
положил начало тесному сотрудничеству художника с прославленным
театром. Вершиной этого сотрудничества стали декорации к спектаклю
"Николай Ставрогин" (1913) по роману Ф. М. Достоевского "Бесы".
Острая экспрессивность и редкий лаконизм сделали эту новаторскую
работу явлением, предвосхитившим будущие открытия отечественной
сценографии.
Театр Добужинский не оставлял и в
дальнейшем, но в 1920-х гг. наибольших успехов ему было суждено
достигнуть уже в книжной графике. Чуткость к радикальным переменам в
искусстве предшествующего десятилетия помогла ему отойти от канонов
"мирискуснической" книжной графики. Это было заметно уже в рисунках
к "Свинопасу" Х.-К. Андерсена (1917), за которыми последовали
рисунки к "Бедной Лизе" Н. М. Карамзина и "Тупейному художнику" Н.
С. Лескова (1922) и, наконец, к "Белым ночам" Ф. М. Достоевского
(1925), ставшие шедеврами русской книжной графики.
В своем движении к новому Добужинский
оказался союзником молодых художников, разительно преобразивших
тогда оформление детской книги, о чем свидетельствуют его блестящие
иллюстрации 1925 г. к "Веселой азбуке" Н. Павловой, "Примусу" О. Э.
Мандельштама, "Бармалею" К. И. Чуковского.
|