Дионисий
(около 1440 - до 1508)
В отличие от других знаменитых иконописцев Древней Руси, Феофана
Грека и Андрея Рублева, биографические сведения о которых почти не
сохранились, Дионисий представляет собой редкое исключение. И хотя
даты рождения и смерти его весьма приблизительны, о творчестве
мастера, его работах и заказах известно довольно многое.
Исключительная судьба, талант и высокие покровители -
великий князь и высшие духовные особы - обеспечили самые
благоприятные условия для творчества мастера.
Первый из серьезных заказов Дионисий получил между 1467 и
1477 гг., когда ему предложили участвовать в росписях церкви
Рождества Пресвятой Богородицы в Паф-нутьево-Боровском монастыре.
Здесь он работал еще не вполне самостоятельно, а под началом мастера
Митрофана, которого называют его учителем. Однако уже тогда
проявился индивидуальный почерк и яркий талант молодого иконописца,
так как документы упоминают об обоих живописцах как о "пресловущих
<...> паче всех в таковом деле".
В 1481 г. Дионисий получил новый почетный заказ: вместе с
тремя другими мастерами он должен был выполнить иконы для иконостаса
Успенского собора Московского Кремля, для деисусного, праздничного и
пророческого чина (рядов иконостаса). О том, как высоко ценили
молодого иконописца, свидетельствует редкий по тем временам факт:
заказчик, владыка Вассиан, еще до начала работ выплатил художникам
задаток - 100 целковых. Тогда это была значительная сумма.
Исследователи полагают, что кисти Дионисия принадлежал в основном
деисусный чин, то есть самая ответственная часть работы.
Деисус этот был "вельми чудесен" и еще больше прославил имя
Дионисия. С тех пор он заслужил репутацию "мастера преизящного" и
олицетворял московскую школу иконописи. Любимец Ивана III и
известного гонителя еретиков Иосифа Волоцкого, по заказу которого он
написал более 80 икон, Дионисий был носителем официальной
великокняжеской традиции в искусстве. Композиции его произведений
отличались строгой торжественностью, краски были светлы, пропорции
фигур изящно удлинены, головы, руки и ноги святых миниатюрны, а лики
неизменно красивы. Однако в них не следовало искать ни страстности
Феофана Грека, ни глубины образов Андрея Рублева. Яркая
праздничность и парадность его произведении, изысканность их
колорита отвечали требованиям времени: Московская Русь переживала
период своего расцвета.
В 1482 г. Дионисий написал для Вознесенского монастыря
Московского Кремля икону "Богоматерь Одигитрия". Излюбленный
мастером светло-золотистый фон, пурпурный мафорий (одеяние)
Богоматери, ее торжественная поза и славословящие ангелы создали
общий величественный строй образа.
Много работ выполнил Дионисий для Иосифо-Волоколамского и
Павло-Обнорского монастырей. В частности, для последнего он написал
"Распятие", которое помещалось в иконостасе собора. Центр иконной
доски, подчеркивая ее вертикаль, занимало изображение креста, на
котором распят Спаситель. Поникшая голова, словно венчик увядшего
цветка, раскинутые, как стебли, руки и пластично изогнутое тело
создают торжественно-печальное настроение. Безмолвно застывшие
фигуры предстоящих - Марии, Иоанна и пришедших с ними женщин и воина
- составляют симметрично расположенные по сторонам креста скорбные
группы. Им вторят фигуры ангелов в верхнем регистре и помещенные еще
выше, над перекладиной креста, изображения Солнца и Луны,
символизирующие космическое значение события. Ангелы, следящие за
бегом небесных светил, уводят их с небосклона.
|