Боголюбов Алексей Петрович
(1824-1896)
А. П. Боголюбов - "моряк-художник", как он сам себя назвал, - был
замечательным пейзажистом и не менее замечательным человеком.
Всю жизнь он совершенствовал свое мастерство, целеустремленно
и вдумчиво работал, не позволяя себе ни на минуту расслабиться, - и
оставил очень интересное художественное наследие. Кроме того, много
сил и все свое весьма значительное состояние отдал делу развития русской
художественной школы. В среде русских художников пользовался глубочайшим
уважением.
Родился Боголюбов в семье ветерана Отечественной войны 1812
г., по матери он - внук А. И. Радищева. В 1841 г. окончил Морской кадетский
корпус и служил на флоте, побывал во многих странах. С 1849 г. посещал
классы Петербургской Академии Художеств, учился у
и Б. П. Виллевальде.
Однако наибольшее влияние оказал па пего
.
В 1853 г. Боголюбов выходит из стен АХ с большой золотой медалью
и аттестатом 1-й степени на звание классного художника. Одновременно
он добивается отставки от службы и назначается художником Главного морского
штаба.
В 1854-60 гг. ездит по Европе, упорно и много работает с натуры, не упускает
случая вновь поучиться у значительных художников. В Риме знакомится
с , который хвалит
его работы, отмечает живописную одаренность и советует больше внимания
обратить на рисунок.
В Дюссельдорфе Боголюбов берет уроки у А. Ахенбаха. В Париже восхищается барбизонцами
и одновременно критикует их. Французские художники, в свою очередь,
оценили оригинальность Боголюбова, его преданность натуре, нежелание
заниматься сочинительством в пейзаже. В мастерской Боголюбова любил
бывать К. Коро. Ш.-Ф. Добиньи обменивался с русским художником этюдами.
Возвратившись в 1860 г. в Россию с огромным количеством картин
и этюдов (среди которых были "Ярмарка в Амстердаме", ок. 1859; "Рыбный
рынок в Схевенингене", 1859, и др.), Боголюбов показал свои работы на
выставке в АХ и получил от изумленного академического Совета звание
профессора и особую благодарность. Некоторое время он преподавал в АХ.
В 1860-х гг. совершил три поездки по Волге. Великая русская
река поразила Боголюбова ширью необъятной и красотой мест. Именно тогда
из произведений Боголюбова окончательно исчезает романтический налет
в духе Айвазовского и остается красота самой действительности, появляется
другая нота - эпическая. Он пишет пейзажи с широким охватом пространства,
передает определенное освещение, состояние дня ("Ипатьевский монастырь
под Костромой", 1861; "Крестный ход в Ярославле", 1863; этюд "Астрахань.
Адмиралтейство" и др.).
По заказу Главного морского штаба Боголюбов в 1850-70-х гг. выполняет
серии картин, посвященных морским баталиям Крымской и русско-турецкой
войн, а также историческим битвам XVIII в. ("Синопское сражение 18 ноября
1757 года", 1857-59; "Сражение русского флота со шведским в 1790 году
вблизи Кронштадта при Красной горке", 1866; "Бой у озера Эзель 24 мая
1719 года", 1866-72; "Взрыв турецкого монитора", 1877, и др.). Условия
заказа диктовали точность в изображении всех деталей корабельной оснастки
и передаче исторических подробностей. Отсюда - известная сухость этих
произведений.
|