Бенуа Александр Николаевич
(1870-1960)
Александр Николаевич Бенуа родился 21.4(3.5).1870
г. в Петербурге в семье профессора архитектуры и архитектора высочайшего
двора Николая Леонтьевича Бенуа, который был сыном Луи-Жюля Benois,
выходца из Франции. Дед Александра Николаевича с материнской стороны
Альберт Катаринович Кавос, венецианец по происхождению, был строителем
Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве. Александр
Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал
классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой).
В своих воспоминаниях он писал: “Мой интерес к художественным произведениям,
естественно приведший меня к “знаточеству”, стал проявляться с очень
ранних лет. Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье,
я просто не мог избегнуть такой “семейной заразы”, что я не мог не интересоваться
искусством — раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца,
кто знали в нем толк и обладали художественными талантами. Однако среда
средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне
было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся,
и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать
в себя всякие впечатления.”
С 1885 по 1890 г. Александр Николаевич учится в “Майской
гимназии” в Санкт-Петербурге, в которой он сближается с Д. В. Философовым,
К. Андреевичем С. и В.Ф.Нувелем. В 1890 г. к ним присоединяются С.П.Дягилев,
двоюродный брат Философова, музыковед А.П.Нурок и художник Лев Бакст.
Через несколько лет кружок был преобразован в редакцию художественного
журнала “Мир искусства” (1898 — 1904).
В 1887 году Александр Бенуа, посещает вечерние классы
Академии Художеств.
В 1893 г. Бенуа увлекается копированием старинных
голландцев в Эрмитаже.
По окончании университета в 1894 г. Александр Бенуа
женится на Анне Карловне Кинд.
В 1893 г. Бенуа заявил о себе как талантливый искусствовед,
написав художественную историческую статью о русском искусстве для третьего
тома “Die Geschichte der Malerel im XIX Jahrhundert” (“История живописи
XIX столетия” Р. Мутера), вышедшего в 1894 г. За этим последовали “История
русской живописи” (1901 — 1902), “Русская школа живописи” (1904), “Русский
музей императора Александра III” (1906), “Царское Село в царствование
императрицы Елизаветы Петровны” (1911), “Путеводитель по картинной галерее
Эрмитажа” (1910), “История живописи всех времен и народов” (1912 — 1917,
осталась незаконченной).
С 1895 г. по 1899 г. Бенуа состоит хранителем собрания,
пожертвованного кн. M. К. Тенишевой Русскому музею в Санкт-Петербурге.
В 1897 г., возвратившись из Франции, создал серию
акварелей “Последние прогулки Людовика XIV”, которая принесла ему известность
как художнику.
С его именем связано возникновение в 1898 г. объединения
“Мир искусства”, одним из основателей и идейным руководителем которого
он был. Александр Николаевич становится вместе с С. Дягилевым редактором
журнала “Мир искусства” и принимает непосредственное участие в выставках
созданного им общества общества.
В 1900 г. в течение нескольких месяцев преподает
историю стилей в Училище барона Штиглица.
Бенуа был одновременно и художником и теоретиком
искусства, его перу принадлежат многие книги, посвященные истории живописи
и культуры вообще. В своей первой книге “История русской живописи в
XIX веке” (1900 — 1902) и в статьях начала 1900-х гг. искусствовед подверг
критике академическое искусство, эстетику Н. Г. Чернышевского и гражданственность
живописи передвижников. Главным критерием оценки произведений искусства
Бенуа считал их “художественность”. Он был страстным пропагандистом
классического наследия и инициатором создания ряда искусствоведческих
изданий и музеев. С 1901 — 1903 г.г. Александр Бенуа написал множество
статей по живописи, архитектуре, музыке, театру и т. д., помещенных
в основанном им в 1901 г. художественно-историческом сборнике “Художественные
сокровища России; в журналах “Мир искусства”, “Московский еженедельник”,
“Старые годы”, “Золотое руно”. С 1904 г публикуется в газетах: “Слово”,
“Русь” и “Речь”.
В 1911 году увидел свет его “Путеводитель по картинной
галерее Эрмитажа”; с 1910 по 1917 гг. — серийное издание “Истории живописи
всех времен и народов”.
Капитальными трудами А. Бенуа являются “Русская школа
живописи”, “Царское Село” и “Всеобщая история живописи”, которые выходили
в 1904, в 1910 и в 1911 г. Последнее издание осталось незаконченным
из-за изменившихся вследствие войны и революции условий жизни.
Александр Бенуа принял ближайшее участие в организации
крупнейших выставок: “Русского портрета” в Санкт-Петербурге 1902 и 1905
гг., “Русского искусства” в Париже в 1906 г., исторической архитектуры
в Санкт-Петербурге в 1911 г., “Старых Годов” в Санкт-Петербурге в 1908
г., большой “Русской выставки” в Брюсселе в 1928 г. и др.
Свои работы Александр Бенуа представлял на выставках
Общества акварелистов (с 1891 г.), “Мира искусства” (с 1897 г.), “Современное
искусство” (1903), “Салона” С. Маковского, Международной в Риме (1911),
“Русского искусства” в Белграде (1930) и в Праге (1935) и др. Выставки,
посвященные творчеству Александра Бенуа, состоялись в Париже в 1926
г. и в Комо в 1955 г.
Первым выступлением художника в театре стала декорация
к опере А Танеева “Месть Амура” в Придворном театре Эрмитажа 1900 г.
|