Бехтеев Владимир Георгиевич (1878-1971)
Художник Владимир Георгиевич
Бехтеев (1878 - 1971) прожил долгую жизнь, а в ней
несколько творческих судеб, ярких, неожиданных и
непредсказуемых. В той или иной степени его
метаморфозы показаны на персональной выставке
графических работ художника в галерее "Арт-Диваж" на
Новой площади.
Прежде чем стать одним из лучших
русских рисовальщиков XX века он, аристократ,
дворянин, офицер, окончил в Петербурге кавалерийское
училище и несколько лет прослужил в Митавском полку.
Перед ним открывались блестящие служебные
возможности. Но в 1901 году он в чине поручика
неожиданно выходит в отставку. Родовую офицерскую
карьеру меняет на странную и неопределенную,
"недостойную" высшего дворянского сословия профессию
художника. Посещает в Петербурге Академию художеств,
занимается в частной студии профессора
Я.Ционглинского.
В 1902 году Владимир Бехтеев
уезжает в Мюнхен, где с перерывами живет до начала
Первой мировой войны. Здесь в то время собралось
много русских художников, которые вначале довольно
сдержанно встретили "бравого гусара", но вскоре его
несомненное дарование заставило круто изменить к
нему отношение. Он становится активнейшим членом
"Нового мюнхенского объединения художников", входит
в круг,
, М.Веревкиной.
Его работам этого периода явно свойственны черты
русского авангарда, правда, подчас с привкусом "мирискусничества".
Например, эскиз панно "Золотые яблоки". Участвует в
Москве в первой выставке "Бубнового валета",
выступает в галерее "Штурм" в Берлине, становится
участником выставки мюнхенского "Синего всадника",
принципам которого Владимир Бехтеев следовал всегда,
вначале восторженно и радостно, а потом, в советское
время, в силу понятных обстоятельств
ностальгически-затаенно. "Синий всадник" в той или
иной форме прошел через всю жизнь художника. Но
работ этого времени, судя по составу экспозиции,
сохранилось немного.
После революции Владимир Бехтеев
сначала становится скромным служащим Народного
комиссариата просвещения, а затем, в 1921 году, -
главным художником Первого государственного цирка в
Москве. В зале галереи представлен большой раздел
его цирковых работ. Это - великолепные красочные
эскизы костюмов цирковых артистов, особенно клоунов,
исполненные с большой теплотой и юмором; зарисовки
цирковых спектаклей, особенно связанных с лошадями.
Здесь, несомненно, сказалась его былая
кавалеристская служба. Вообще Владимир Бехтеев был
отменным анималистом. Представлены композиции,
исполненные в кубистском стиле, - память об
авангарде, а также цирковые афиши и плакаты.
Станковые графические работы
Владимира Бехтеева тридцатых годов вполне в духе
времени. Есть и производственные сюжеты, например, о
метростроевцах, и бытовые сцены ("На базаре"),
множество южных пейзажей, привезенных из
командировок на Кавказ, на Военно-Грузинскую дорогу.
Но наиболее всего графический
талант художника проявился в иллюстрировании книг -
"Финикийский корабль" и "Огни на курганах" В.Яна,
"Роман леди Байрон" Э.Мейн, "Девица Мопен" Т.Готье,
"Жан Сбогар" Ш.Нодье, "Дафнис и Хлоя" Лонга.
Некоторые рисунки исполнены поистине артистично,
виртуозно, безукоризненно, изящно и свободно - к
японским сказкам.
|