Бебутова Елена Михайловна (1892-1970)
Е.М.Бебутова происходила из княжеского рода. Её с детства окружала интеллектуальная
атмосфера, в которой уважались традиции русской и армянской культуры.
Художественное образование получила в Рисовальной школе Общества поощрения
художеств (1907-1914). Среди её учителей были Я.Ф.Ционглийнский,
, . Из всех художественных группировок и течений русского
искусства того времени ближе всего Бебутовой были художники «Мир искусства»
и «Голубой розы», особенно творчество
.
В 1918 Бебутова
познакомилась с П.В. Кузнецовым в Комиссии по охране памятников искусства
и старины, где она работала секретарем, и вскоре вышла за него замуж.
Вместе они прожили почти 50 лет.
С начала своей творческой жизни Бебутова
увлекалась театром и с 1916 работала помощником декоратора в Московском
Художественном театре. В течение 1920-х ею был оформлен ряд спектаклей
в театре ТЕО Наркомпроса, театре В.Э. Мейерхольда, она сотрудничала
с театром «Романеск», театром-студией «Классическая буффонада».
В выставках Бебутова начала участвовать с 1913. Ее картины демонстрируют уверенное
профессиональное мастерство, элементы кубизма сочетаются в них с экспрессией.
Полотно «ЦИРК» (1922, частное собрание, Москва) состоит из угловатых
и полукруглых форм, разнообразных по масштабу и оттеняющих фигуры людей
па переднем плане. Композиция динамична благодаря не только резкому
движению персонажей, но и характеристике пространства. Сдержанное цветовое
решение строится на охристых тонах, лишь кое - где используются холодные
пятна, а форма подчёркнута черным контуром. Напряжение и сила присущи
и другим работам художницы. Влияние искусства кубизма ощущается и в
картине «НАТЮРМОРТ. СТЕКЛО» (1923, ГРМ).
В последующие годы она
отошла от футуристического конструирования и обратилась к живописному
решению. Ее творчество развивалось, меняясь не без воздействия П.В.
Кузнецова. Художница переходила к более насыщенному колориту и свободной
организации пространства. После выставки П.В. Кузнецова и Бебутовой
в Москве в мае 1923, по решению наркома просвещения А.В. Луначарского,
они были командированы с выставкой в Берлин, затем в Париж (выставка
открылась в ноябре в галерее Барбазанж). Художники пробыли там более
полугода. Они посещали музеи, выставки, мастерские художников, многое
произвело на них впечатление, особенно посещение мастерской Дерена и
выставка негритянского искусства.. Во время пребывания в Париже Бебутова
занималась в частных художественных студиях.
Вернувшись на родину,
она участвовала в самых различных выставках. Бебутова являлась членом
общества «Четыре искусства», на выставках которого экспонировала свои
работы. Ее картины показывали в Москве, Ленинграде, других городах
страны, в экспозициях русского искусства за границей: в Токио, Осаке,
Нагое (Япония); Нью-Йорке, Бостоне, Детройте, Питтсбурге, Балтиморе,
Сен-Луи, Чикаго (США); Вене (Австрия); Берлине (Германия); Стокгольме
(Швеция); Осло (Норвегия). Произведения Бебутовой экспонировались
на юбилейных выставках «Художники РСФСР за 15 лет» в 1932 в Ленинграде,
в 1933 — в Москве, а также на выставках московских живописцев.
Свое
творчество Бебутова сознательно ограничивала, считая самым важным искусство
своего супруга П.В. Кузнецова, она старалась оставаться в тени мужа.
Вместе с тем Бебутова была художником, обладавшим своим видением,
своим отношением к окружающему, и она сумела это передать в своих произведениях.
|