Архипов Абрам Ефимович
(1862-1930)
А.Е.Архипов родился на Рязанщине, в крестьянской
семье, и не случайно жизнь русского крестьянства стала главной темой
его творчества.
С детства Архипов рисовал "везде, всегда,
всюду, где только можно", как сам вспоминал впоследствии. Мальчик
учился у приезжих иконописцев. Один из них, оказавшийся
вольнослушателем МУЖВЗ, помог Архипову подготовиться и поступить в
это училище. Годы занятий в МУЖВЗ (1877-83 и 1886-88) совпали с
периодом средоточия здесь уникальных педагогических сил. Художники,
у которых учился Архипов, - , И. М. Прянишников,
, ,
- являлись наиболее крупными живописцами эпохи.
Особенно значительную роль в становлении
Архипова как художника сыграли , еще ранее обратившийся к крестьянской теме, и
, один из первых
русских пленэристов.
В годы учения Архипов много работал самостоятельно, летом ежегодно ездил
на родину в Рязанскую губернию, где писал этюды. Сохранилось немало
его жанровых картин той поры. На них запечатлены различные эпизоды
из жизни крестьян: "В лавке старьевщика" (1882), "Пьяница" (1883),
"Водопой" (1883) и др. Два учебных года - с сентября 1884 по февраль
1886 г. - Архипов занимался в Петербургской Академии Художеств, где
повышал свое профессиональное мастерство, а осенью 1886 г.
возвратился в МУЖВЗ.
В 1887 г. за картину "Посещение больной"
молодой живописец получил большую серебряную медаль и звание
классного художника. Началась самостоятельная творческая
деятельность Архипова, протекавшая в основном в Москве. Он
сотрудничал с ТПХВ, членом которого стал в 1891 г. Его
неослабевающий интерес к жизни деревни отразился в картинах,
написанных сразу же по окончании МУЖВЗ: "Пересуды", "На Волге" (обе
1888-89), "Деревенский иконописец" (1889).
В картине "На Волге" впервые Архипов подошел к
решению одной из основных проблем современной ему пленэрной живописи
- изображению человека на открытом воздухе; здесь складывается тип
жанровой картины, где эмоциональное состояние человека передается
главным образом через пейзаж. Эти же проблемы, но уже с большим
размахом, с эпическим звучанием и с возросшим художественным
мастерством решаются живописцем в картине "По реке Оке",
экспонировавшейся на XVIII выставке ТПХВ в 1890 г. и принесшей
автору подлинный успех.
В 1890-х гг. процесс объединения пейзажа и
жанрового сюжета в одной картине, характерный для русской живописи
данного периода, продолжается у Архипова в работах "Радоница"
(1892), "Лед прошел" (1894- 95), "На реке" (1898), "Проводы
крестного хода" (вторая половина 1890-х гг.). Глубоко поэтичная,
проникнутая настроением умиротворенности картина "Обратный" (1896)
словно подводит итог поискам художника в области лирического
крестьянского жанра.
|