Архангельский Дмитрий Иванович
(1885-1979)
В 1913 сдал
экзамен при АХ в СПб. на
звание учителя
рисования.
Член СХ (1933). С 1935
постоянно участвует в научных
экспедициях АН СССР в
Поволжье (Булгары). Иллюстрирует собственные литературные
работы, в числе которых
"Чувашские узоры"
(1925).
Основные произведения: линогравюры, литографии, офорты, акварели
"На родине В.И.Ленина" (1938), "Памятник В.И. Ленину" (1956),
"Дом-музей В.И.Ленина в Ульяновске" (1959), "Симбирск" (1919—59).
--"Он учил Любви. Нет, не
учил. Сам любил, и рядом
с ним по-другому было
нельзя. Показывая этюды,
он гладил деревья,
рассказывал как "лежит"
вода или заваливается
небосвод. Счастливый,
собирал в папки
рисуночки, акварели -
все неумеки своих
учеников, которые
роились вокруг него, как
кутята, радостные его
любовью."
В тридцатые годы
он был учителем в школе
им. Шацкого для
детей-правонарушителей.
Воришки и беспризорники
в дырявых башмаках и
драных шапках, они
гоняли за "дедей" по
весенним лужам и
буеракам, водя
посиневшими пальцами по
обрывкам старых обоев -
писали этюды.
Романтический лозунг
колонии "воспитание
трудом и искусством"
сделал из них Людей и
Героев: больше десяти из
них стали Героями
Советского Союза и
погибли в той проклятой
войне. До самой своей
смерти он звал их по
именам и плакал. В конце
тех же тридцатых шёл по
улице своего родного
Симбирска с приятелем,
увидели на
противоположной стороне
знакомого. И помахали
ему рукой. На другой
день его спутника
посадили за фашистское
приветствие на улице. И
он бежал из родного
города в неразбериху
подмосковных посёлков,
укрылся и тихо жил с
влюблёнными в него
учениками-ребятками,
перетерпливая нищету
привезённой ими
колбаской, охрой и
ультрамаринчиком. И
"хорошей бумажкой" для
акварели. Семья прощала
ему одержимость.
Временами ему удавалось
устроиться в
археологические
экспедиции, откуда
приезжали горы этюдов и
рассказов, зарисовок,
приключений,
удивительностей
краеведения, вышивки,
бусы, передники,
каменные пуговицы,
скребки неолита,
бронзовые лошадки,
тысячелетние
деревяшки... Теперь,
вспоминая его всё чаще и
чаще, я понимаю, что это
было Главный Учитель в
моём ремесле и жизни -
любить цвет, линию,
пространство, деревья,
небосвод - всё на чём
остановился глаз и что
захотелось оставить.
Нежно укладывать это на
бумагу или холст. Знать
и помнить, что Искусство
- это и видеть и суметь.
И это две разницы, два
умения, два счастья. И
что надо хвалить. И что
надо дарить. И любить.
Заразно любить. Чтобы
после тебя, они уже не
могли не любить. Великий
Человеческий Учитель. Он
прожил девяносто пять
лет, мой "Дедя"."
("Дорогой мой Борька". Б.Жутовский)
|