Антропов Алексей Петрович
(1716-1795)
Алексей Петрович Антропов — выдающийся русский
живописец-портретист, автор монументальных росписей, академик
Императорской Академии Художеств
В какой бы области ни работали
представители семьи Антроповых, их с уверенностью можно назвать
мастерами своего дела.
Отец семейства Петр Яковлевич, обучившийся слесарному и
инструментальному ремеслу у своего отца, слесаря Оружейной
палаты Якова Савинова «сына Антропова», отслужил 12 лет солдатом
лейб-гвардии Семеновского полка, участвовал во многих военных
походах Петра I, в том числе и в Полтавской битве. Вернувшись к
мирной жизни, работал при Санкт-Петербургском оружейном дворе,
позже в Канцелярии от строений, куда поступили и четыре его
сына. Старший Степан пошел по стопам отца, Иван стал часовым
мастером, а Алексей и младший Николай обучались искусству
живописи.
Алексей Антропов с молодости отличался трудолюбием и
добросовестностью — эти наследственные качества были присущи
нескольким поколениям мастеров Антроповых.
С 1732 г. его учителями становятся француз
, много лет
живший в России, а позже , М. Захаров и
,
поочередно возглавлявшие «живописную команду» Канцелярии от
строений, в которой до открытия Академии художеств учились и
служили практически все русские художники. В 1739 г. Алексей
Антропов был зачислен в штат Канцелярии с довольно солидным по
тому времени окладом — 120 рублей в год.
В составе команды Вишнякова он исполнил немало
монументально-декоративных росписей в духе западного барокко: в
Зимнем (1744-1745 гг.), Летнем (1748 г.), Царскосельском (1749
г.) и других дворцах, а в 1750 г. был отозван в Оперный дом, где
писал декорации под руководством итальянских мастеров
Д.Валериани и А.Перезинотти.
Судить о степени художественного достоинства тех работ сейчас
трудно, так как большинство из них не сохранилось. Однако можно
предположить, что Антроповым остались довольны, поскольку ему
поручили весьма серьезный заказ
В 1752 г. Антропов получил заманчивое предложение ехать в Киев для
исполнения живописных работ в построенном
по проекту Ф. Растрелли архитектором И. Мичуриным
Андреевском соборе. Произведенный тремя годами раньше в
подмастерья, художник надеялся тем самым обрести некоторую
свободу творчества и в дальнейшем претендовать на более почетную
должность мастера.
К тому же к этому времени он зарекомендовал себя как опытный и
умелый живописец, не лишенный организаторских способностей и
настойчивости в достижении цели. До сих пор не решен вопрос,
кисти одного или нескольких авторов принадлежат многочисленные
изображения, украшающие собор. На сегодняшний день можно с
уверенностью сказать, что помимо росписей кафедры, купола и
образов Девы Марии и архангела Гавриила из царских врат Антропов
исполнил также икону «Успение Богоматери» и запрестольную
алтарную картину «Тайная вечеря». Именно картину, так как его
образы апостолов — «земные», почти простонародные, даже решение
композиции напоминает схему парадного портрета — ниспадающие
драпировки с кистями и колонна в глубине. К сожалению, церковь
была заброшена сразу по окончании работ в ней и освящалась
только в 1767 г., что пагубно сказалось на сохранности живописи.
Несмотря на предельную загруженность, художник в этот период охотно писал
также и портреты по старым образцам, оттачивая свое живописное
мастерство. Среди них несколько схожих между собой портретов
императрицы Елизаветы Петровны (1753 — 1755 rr.).
Три года, прожитые в Киеве, укрепили авторитет Алексея Петровича
как незаурядного живописца, а также позволили ему доказать свое
право на самостоятельность. Высокой оценкой работы Антропова
послужило последовавшее в конце 1755 г. приглашение в Москву для
росписи по эскизам П. Градицци и С. Горяинова плафонов в
Головинском дворце, где нередко гостила сама императрица.
1758 г. застал художника уже в Петербурге. Начинался новый
период творчества Антропова, полный исканий и надежд, желания
усовершенствовать свое мастерство и добиться признания, период
расцвета его таланта живописца-портретиста.
По возвращении в северную столицу Алексей Петрович вновь
поступил в распоряжение Канцелярии от строений, что само по себе
вряд ли могло удовлетворить привыкшего к самостоятельной
деятельности художника.
Шестилетнее отсутствие обусловило некоторое «отставание»
Антропова от столичных живописцев, мастерство которых за это
время весьма и весьма возросло. В это время ему было уже за
сорок и он пользовался уважением и известностью. Однако, он
справедливо не числился среди мастеров первого ранга. Чувствуя
настоятельную потребность продолжить свое образование, особенно
в области писания портретов, Антропов обратился к системе
частных уроков.
|