Анненков Юрий Павлович
(1889-1974)
Раннее детство Ю. П. Анненкова прошло на далекой
Камчатке, куда был отправлен на поселение его отец, бывший член
организации "Народная воля".
В 1893 г. семья вернулась в Петербург. Дача Анненковых в Куок-кале,
местечке под Петербургом, находилась недалеко от имения
С детства
окруженный творческими людьми, будущий художник рано увлекся
рисованием.
В 1906 г. Анненкова исключили из казенной
гимназии за "политическую неблагонадежность", выразившуюся в
карикатурах для ученического нелегального журнала. Это, правда, не
помешало ему получить аттестат зрелости и в 1908 г. поступить на
юридический факультет Петербургского университета.
Художественное образование Анненкова не
было систематическим. Еще в гимназические годы он посещал занятия в
ЦУТР. В 1908 г. занимался в студии С. М. Зейденберга, где его
соучеником был .
Однако вступительные экзамены в АХ.Анненков не сдал и поступил в
студию Я. Ф. Ционглип-ского.
По совету своего учителя в 1911 г. он уехал
в Париж, где продолжил обучение в мастерских М. Дени и Ф. Веллоттона
- художников знаменитой группы "Наби". В 1913 г. Анненков
дебютировал двумя картинами на выставке Салона Независимых в Париже.
Ранний период творчества художника связан главным образом с
занятиями живописью ("Желтый траур", "Адам и Ева", "Купальщики",
"Автопортрет", все 1910-е).
Вернувшись в 1913 г. в Россию, Анненков
увлекся графикой. Его рисунки стали появляться на страницах журналов
"Аргус", "Лукоморье", "Отечество", "Сатирикон", "Театр и искусство".
Другим увлечением художника был театр. В его декорациях шли спектакли на
сцене Театра В.Ф. Комиссаржевской, много работал он и для театра
Н.Н.Евреинова "Кривое зеркало".
Самым значительным периодом в творчестве
Анненкова были послереволюционные годы. Он принимал участие во всех
художественных начинаниях тех лет. Художник входил в правление
петроградского Дома искусств, был одним из организаторов ОСТа в 1921
г., заведовал художественной частью театра политической сатиры
"Вольная комедия", публиковал статьи и эссе в журнале "Жизнь
искусства". В 1920 г. оформлял грандиозные народные зрелища "Взятие
Зимнего дворца" на Дворцовой площади и "Гимн освобожденному труду"
(совместно с
и В. А. Щуко) возле здания Биржи в Петрограде.
В том же году Анненков был избран
профессором Академии Художеств. Занимаясь графикой, художник
сотрудничал с издательствами "Радуга", "Всемирная литература",
"Красная новь", иллюстрировал произведения Дж. Лондона, К. И.
Чуковского, Н. Н. Евреинова, рисовал для сатирических журналов.
Вершиной его графического искусства стали иллюстрации к третьему
изданию поэмы А. А. Блока "Двенадцать" (1918). Сам Блок высоко ценил
рисунки Анненкова и видел в них "параллельный графический текст". В
гибкой графической манере, используя принцип монтажа, свободного
соединения отдельных реалий быта, деталей и частей изображения,
Анненков показал распадающийся старый мир, стихию революции.
|