Иван (Ованес) Константинович
Айвазовский родился 17 (30) июля 1817 года в
Феодосии. Предки Айвазовского в XVIII веке
переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг
Польши. В начале XIX века торговец Константин (Геворг)
Гайвазовский перебрался из Польши в Феодосию. После
постигшей Феодосию эпидемии чумы в 1812 году, семье
Гайвазовских жилось тяжело. Содержать семью, в
которой были две дочери и три сына, помогала жена
Константина Рипсиме, искусная вышивальщица.
Маленький Ованес проявил
исключительные способности к рисованию и музыке,
хорошо играл на скрипке. Он с увлечением копировал
гравюры из книги о борьбе греков против османского
владычества. На склоне лет он писал: “Первые
картины, виденные мною, когда во мне разгоралась
искра пламенной любви к живописи, были литографии,
изображающие подвиги героев в исходе двадцатых
годов, сражающихся с турками за освобождение Греции.
Впоследствии я узнал, что сочувствие грекам,
свергающим турецкое иго, высказывали тогда все поэты
Европы: Байрон, Пушкин, Гюго, Ламартин… Мысль об
этой великой стране часто посещала меня в виде битв
на суше и на море”.
Начальное образование Айвазовский
получил в армянской приходской школе, а затем
окончил Симферопольскую гимназию, в которую его
помог определить городской архитектор Кох. В 1833
году при содействии феодосийского градоначальника А.
Казначеева Айвазовский отправился в Петербург, и по
представленным детским рисункам он был зачислен в
Академию художеств в пейзажный класс профессора М.
Н. Воробьева. Затем учился в батальном классе у А.
Зауервейда и недолгое время у приглашенного из
Франции мариниста Ф. Таннера.
Уже в 1835 году за “Этюд воздуха
над морем” ему была присуждена серебряная медаль
второго достоинства. В 1837 году за три морских вида
и в особенности за картину “Штиль” ему присуждают
Первую золотую медаль и сокращают академический курс
на два года с условием, чтобы за это время он
написал пейзажи ряда крымских городов. В результате
поездки в Крым появились виды Ялты, Феодосии,
Севастополя, Керчи и картины “Лунная ночь в Гурзуфе”
(1839), “Буря”, “Морской берег” (1840).
В 1839 году Айвазовский принял
участие как художник в военно-морском походе к
берегам Кавказа. На борту корабля он знакомится с М.
П. Лазаревым, В. А. Корниловым, П. С. Нахимовым, В.
Н. Истоминым, получает возможность изучить
конструкции военных кораблей. Создает первое
батальное полотно — “Высадка десанта у Субаши”. Там
же он познакомился с разжалованными в рядовые
декабристами М. М. Нарышкиным, А. И. Одоевским, Н.
Н. Лорером, которые принимали участие в деле при
Субаши. Крымские работы художника успешно
экспонировались на выставке в Академии художеств, и
в качестве поощрения И. К. Айвазовскому была
предоставлена командировка в Италию.
В 1840 году Айвазовский
отправляется в Италию. Там он знакомится с яркими
деятелями русской литературы, искусства, науки —
Гоголем, Александром Ивановым, Боткиным, Панаевым. В
это же время, в 1841 году, фамилию Гайвазовский
художник изменил на Айвазовский.
Деятельность художника в Риме
начинается с изучения и копирования произведений
мастеров прошлого, он много работает над натурными
этюдами. В одном из писем Айвазовский говорил: “Я,
как пчела, собираю мед из цветника”. На протяжении
всей жизни он возвращался к пейзажам Италии,
гармоничное сосуществование человека и моря в этой
стране запечатлелось в его памяти как образец
красоты. Айвазовский создал в Италии около
пятидесяти крупных картин. Успех художнику принесли
романтические морские пейзажи “Буря”, “Хаос”,
“Неаполитанский залив лунной ночью” (1839) и другие.
Его картину “Хаос” приобрел Ватиканский музей. Папа
Григорий XVI наградил художника золотой медалью.
Талант художника признают ценители искусства и
коллеги. А. Иванов отмечает способности Айвазовского
в изображении моря, гравер Ф. Иордан утверждает, что
Айвазовский — первооткрыватель жанра морской
живописи в Риме.
В 1843 году начинается
путешествие художника с выставкой картин по Европе.
“Рим, Неаполь, Венеция, Париж, Лондон, Амстердам
удостоили меня самыми лестными поощрениями”, —
вспоминал Айвазовский. Одно из них — звание
академика, присужденное Академией художеств
Амстердама. Как единственный представитель русского
искусства он участвовал в международной выставке,
организованной в Лувре. Десять лет спустя он первым
из иностранных художников стал кавалером ордена
Почетного легиона.
В 1844 году, на два года раньше
намеченного срока, Айвазовский вернулся в Россию. По
возвращении на родину Петербургская Академия
художеств удостаивает его звания академика.
Военно-морское ведомство присудило ему почетное
звание художника Главного морского штаба с правом
ношения адмиралтейского мундира и поручило “обширный
и сложный заказ” — написать все русские военные
порты на Балтийском море. В течение зимних месяцев
1844 — 1845 гг. Айвазовский выполнил
правительственный заказ и создал еще ряд прекрасных
марин.
В 1845 году вместе с экспедицией
Ф. П. Литке Айвазовский побывал у берегов Турции и
Малой Азии. Во время этого плавания он сделал
большое количество рисунков карандашом, служивших
ему в течение многих лет материалом для создания
картин, которые он всегда писал в мастерской.
Возвратившись из экспедиции, Айвазовский уезжает в
Феодосию. “Это чувство или привычка, моя вторая
натура. Зиму я охотно провожу в Петербурге, — писал
художник, — но чуть повеет весной, на меня нападает
тоска по родине — меня тянет в Крым, к Черному
морю”.
В Феодосии художник построил на
берегу моря дом-студию и окончательно обосновался
здесь. Зимой он обычно бывал со своими выставками в
Петербурге и других городах России, иногда выезжал
за границу. В течение своей долгой жизни Айвазовский
совершил ряд путешествий: несколько раз побывал в
Италии, Париже и других европейских городах, работал
на Кавказе, плавал к берегам Малой Азии, был в
Египте, а в конце жизни, в 1898 году, совершил
путешествие в Америку. Во время морских плаваний он
обогащал свои наблюдения, а в его папках
накапливались рисунки. Художник говорил о своем
творческом методе: “Человек, не одаренный памятью,
сохраняющей впечатления живой природы, может быть
отличным копировальщиком, живым фотографическим
аппаратом, но истинным художником — никогда.
Движения живых стихий — неуловимы для кисти: писать
молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с
натуры. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как
сюжет стихотворения у поэта...”.
Живопись Айвазовского
сороковых-пятидесятых годов отмечена сильным
воздействием романтических традиций К. П. Брюллова,
сказавшихся на живописном мастерстве художника.
Подобно Брюллову, он стремится к созданию
грандиозных красочных полотен. Очень ярко это
отразилось в батальной картине “Чесменский бой”,
написанной им в 1848 году, посвященной выдающемуся
морскому сражению. Бой изображен в ночное время. В
глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота,
один из них — в момент взрыва. Охваченные огнем и
дымом, в воздух летят обломки корабля,
превратившегося в пылающий костер. На переднем
плане, темным силуэтом высится флагман русского
флота, к которому, салютуя, подходит шлюпка с
командой лейтенанта Ильина, взорвавшего свой брандер
среди турецкой флотилии. На воде можно различить
обломки турецких судов с группами матросов,
взывающих о помощи, и другие детали.
Вклад Айвазовского в батальную
живопись значителен. Он запечатлел эпизоды
Севастопольской обороны, неоднократно обращался к
героическим подвигам русского военно-морского флота:
“Каждая победа наших войск на суше или на море, —
писал художник, — радует меня, как русского в душе,
и дает мысль, как художнику изобразить ее на
полотне...”.
Айвазовский был последним и самым
ярким представителем романтического направления в
русской живописи. Его лучшими романтическими
произведениями второй половины 40 — 50-х годов
являются: “Буря на Черном море” (1845),
“Георгиевский монастырь” (1846), “Вход в
Севастопольскую бухту” (1851).
К раннему периоду творчества
Айвазовского, отмеченному стремлением передать
особое состояние природы, относится картина “Девятый
вал” (1850). В ней передана сила, пробужденная в
человеке стихией. Возвышенное романтическое чувство
передано в колорите — в контрастах насыщенного
темно-зеленого цвета волн, марева, окутавшего
рассветное солнце, в оттенках пенных гребней
бушующего моря.
Айвазовский создал своеобразный
метод цвето-линейного построения картин и свой
живописный язык, никого не повторявший и не
противоречивший предмету изображения. Эти
выразительные средства постепенно претерпели
изменения, палитра художника стала светлее, он
становится более сдержанным в передаче красочных
эффектов природы. Айвазовский вплотную подошел к
пленэрной живописи. Он никогда не утрачивает
интереса к морской стихии. Всепоглощающая
вздыбленная громада, цвет которой составлен из
неуловимых переходов серо-голубых тонов,
господствует в картине “Волна” (1889). И. Н.
Крамской писал о картине “Черное море” (1881): “На
картине нет ничего кроме воды и неба, но вода это
океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся,
суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще
бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин,
какие я только знаю”.